ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО
ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Прически женские

вернуться

Древние народы

Египтянки во время Старого царства носили волосы свободно распущенными по плечам и спине, причем перехватывали их на лбу лентой или обручем. В новом царстве вошло в обыкновение носить черные парики, расчесанные гребнем из слоновой кости. Парики то заплетались в косички, то в трубчатые (спиральные) или кольчатые (круглые) локоны, симметрично расположенные вокруг головы. Невольницы, танцовщицы и музыкантши часто изображались с волосами, закрученными в отдельные тонкие пряди (часть волос иногда бывала сбрита). При Птоломеях среди египтянок были распространены греческие прически. Помимо всевозможных повязок, обручей и диадем египтянки украшали свои волосы как натуральными, так и искусственными цветами.

Ефиопки, подобно египтянкам, распускали волосы по плечам, покрывая их покрывалами, диадемами.

Еврейки завивали свои прекрасные черные волосы в локоны и распускали на спину и плечи или же заплетали их в косы, украшая жемчужными нитями, лентами и кораллами. Косы свободно ниспадали вниз или же укладывались наподобие диадемы вокруг темени.

Обитательницы Сирии, Финикии и Халдеи носили преимущественно волосы, свободно распущенные по плечам и спине.

Ассириянки, вавилонянки, мидянки и персиянки, вероятно, причесывались наподобие мужчин - точных сведений о них не имеется, ибо искусство этих народов не уделяло внимание женщине.

Малоазиатки - фригиянки и лидиянки - собирали волосы в завитой узел на макушке, украшали их повязками, а иногда закрывали сетками. Девушки свободно распускали волосы, перехватывая их любой повязкой. Простолюдинки скрывали волосы под покрывалами. У амазонок волосы прикрывались фригийской шапкой и были видны только на лбу и висках.

Гречанки изобрели множество причесок, уделяя им много времени в своих гинекеях. "Пышноволосые" женщины времен Гомера завивали отдельные пряди волос в спиральные локоны и располагали их симметрично вокруг головы (микенский шип). Позже стремление маскировать истинную величину лба привело гречанок к изобретению сложных причесок, при которых обыкновенно вся масса волос делилась прямым пробором и зачесывалась через лоб, виски и уши назад, где все собиралось в узел. Для скрепления и украшения волос гречанки употребляли всевозможные повязки, пряжки, диадемы, сетки, шпильки, булавки и венки, которые и придавали прическам необыкновенное разнообразие. Существовало обыкновение заплетать волосы в плотные косы, укрепляемые на голове с помощью тех же приспособлений. Иногда спереди волосы завивали в мелкие локоны (круглые или спиральные), а сзади делали узел из кос. При диадеме обыкновенно волосы делили пробором и волнисто завивали, отводя волосы назад и укрепляя их в узел на макушке. Дорийские женщины меньше заботились о прическах, чем ионянки. Лакедемонянки просто повязывали волосы лентой, на висках взбивали их кверху, а остальные зачесывали гладко. В последнее столетие до нашей эры в моде было коротко подстригать волосы и завивать их в мелкие локоны. Украшением такой прически служили венки из лавра или роз. На улице носилось обычно покрывало. От египтянок гречанки переняли моду носить парики. Особенной любовью пользовались в Греции белокурые волосы.

Этруиянки распускали волосы пышными локонами по плечам или же заплетали их в толстые косы, просто ниспадавшие на грудь и спину, часть волос обыкновенно была скрыта под головным убором или повязкой.

Римлянки проявляли еще большую изощренность в изобретении причесок, чем гречанки. Почти каждое из дошедших до нас изображений римских женщин отмечено своеобразной прической. Римлянки древнейшей эпохи гладко расчесывали волосы, распуская их затем на спину или завязывая в греческий узел на затылке. Со времен императоров римлянки придавали прическам самые причудливые, Чуть ли не через день менявшиеся формы. Волосы то располагались длинными завитками вокруг головы, то завивались сплошь в густую массу, то завивалась только часть волос, причем она взбивалась наподобие хохла, другая же часть заплеталась в косы, которые или ровно укладывались на голове, или параллельно назад и там связывались вместе, или, наконец, располагались на затылке в форме спирали. Были и такие прически, при которых вся масса волос заплеталась в мелкие косички, отводившиеся со лба и висков назад и укреплявшиеся в самых прихотливых формах на затылке. Иногда волосы покрывались волосяной, серебряной или золотой сеткой. На ночь обыкновенно голову повязывали платком или надевали чепец, чтобы не растрепать прически. Когда не хватало собственных волос, прибегали к помощи накладок. С тех пор как римлянки стали находить, что их черные грубые волосы придают суровость их лицам, они всеми силами старались обмануть природу, то окрашивая свои волосы в светлые тона с помощью гальского масла, то заменяя их белокурыми париками. Светлые волосы в изобилии доставлялись из Германии. Тем не менее только куртизанки могли носить белокурые, рыжие или голубые волосы; "приличные женщины" должны были иметь черные. Вот почему и Массалина, покидая на ночь дворец, вынуждена была менять черный парик на светло-рыжий. (flavo crinem absondente galera).

Обитательницы Софии, Парфии и Сарматии распускали волосы свободно вокруг головы или заплетали в косы.

Индуски носили волосы завитыми в длинные и толстые косы. Девушки зачесывали волосы с висков кверху и завязывали их в узел, свисающий на середину лба. У баядерок волосы ниспадали на спину длинными локонами.

Китаянки заплетали свои черные жесткие волосы в одну косу, ниспадающую на спину, или зачесывали их кверху, завязывая на макушке в пышный узел.

Японки оставляли расти небольшой пучок на лбу, а остальные волосы делили на две боковые пряди и на обширный шиньон, переплетенные с накладными волосами, которые прикреплялись черепаховым гребнем, косоплетками и булавками с коралловыми головками.


Средние века и эпоха Возрождения

Народы времен великого переселения - жены гуннов, аваров, алланов, лангобардов и других кочевых племен - носили или свободно распущенные волосы с лобной повязкой, или заплетали их в толстые длинные косы, более или менее украшенные и просто ниспадающие на плечи и грудь.

Британки замужние плотно укутывали голову покрывалом, скрывая прическу; девушки распускали волосы свободно по плечам с лобной повязкой или тоже заплетали их в косы. Шотландки вместо кос закручивали волосы жгутами, прикрывая голову обручами, диадемами и повязками. Англо-саксонки причесывались как британки. На Скандинавском полуострове знатные дамы заплетали волосы в косы, перевивая их цветными иногда золотыми шнурами; сами косы располагались так, что образовывали на макушке конусообразное возвышение. Девушки носили распущенные волосы. Нормандки или свободно распускали свои косы, или заплетали в две или большее число кос.

Византиянки, кроме древне-греческих причесок, при которых волосы зачесывались назад и связывались в узел, изобрели следующие оригинальные уборы: 1) волосы, разделенные прямым пробором, заплетались на висках в две косы и перевязывались жемчужными нитями и лентами; голова покрывалась чепцом из лент или металлическим обручем; затем косы отводились мимо ушей на затылок, оттуда поднимались на макушку или лоб и здесь укреплялись; 2) волосы, обмотанные вместе с обручем пестрыми лентами, двумя жгутами (валиками) обрамляли лоб и щеки. Византиянки, подобно гречанкам и римлянкам, носили парики, красили волосы, украшались венками и гримировались.

Аравитянки с древнейших времен носили волосы распущенными по плечам и спине или заплетенными в толстую косу. Косу украшали шелковыми шнурами, металлическими бляхами, погремушками и красными кораллами.

Турчанки дома носили распущенные волосы, а чтобы они не спадали на лицо, перевязывали их лентой. На улице появлялись большею частью с заплетенными косами, собранными под шапочкой и ниспадающими на спину. Украшали волосы, как и в наше время, жемчужными нитями, золотыми подвесками и монетами.

Германские и гальские женщины издавна носили свои светлокудрые волосы: 1) свободно распуская их по плечам, 2) разделяя их прямым пробором на две пряди, которые на затылке скреплялись лентой или шпилькой и затем ниспадали на спину наподобие гривы.

Желание обладать рыжими волосами заставляло их мыть волосы смесью козьего жира с ясеневой золой. Вместо пудры они употребляли буковый пепел. В период галло-римских войн женщины стали заплетать косы, ниспадающие на грудь, обрамляя лица. Григорий Назианчик упрекал западных женщин за то, что они душатся и украшают волосы драгоценностями, жемчугом и металлическими цепочками. Жрицы носили распущенными волосы. У франков на длинные волосы имели право только женщины благородного происхождения. При Меровингах простолюдинки распускали свои короткие волосы вокруг головы. Женщины же благородного происхождения завязывали их в узел на макушке. Со средины IX века вошло в обычай завивать волосы в локоны. Придворный бытописец времен Карла Великого, описывая прическу королевы Лиутгарды и дочерей короля, говорит, что волосы их были завиты, ондулированы на висках и креплены золотыми обручами.

В X веке замужние женщины завязывали волосы в узел и прикрывали платком, девушки свободно распускали по плечам и спине.

В XI веке заплетали волосы в две длинные косы, ниспадавшие через грудь до самых колен, оставляя уши неприкрытыми; каждая коса состояла из двух прядей-жгутов, соединенных вместе шелковыми или парчовыми лентами. Сврху накидывался платок или надевалась диадема, иногда втыкался гребень из тонкого серебра.

К концу века мода на косы и гребни прошла. В XII веке ее заменила мода на шиньон, обыкновенно скрытый под платками с обручами и диадемами. Девушки украшали голову венками.

Женщины западно-европейских народов

В XIII веке по всей Европе распространилась мода заключать волосы в сетки и вышивные мешки, которые иногда обрамляли лицо с двух сторон наподобие бандо. Женщины заплетали их в косы, которые то укладывались вокруг головы наподобие венка, то закручивались спиралью вокруг щек.

Иногда волосы делились прямым пробором и заплетались в косы, укладывавшиеся на макушки вроде диадемы. Кроме того, существовала мода свободно распускать волосы на спину или разделять их на пряди, обвитые лентами и золотыми нитями (особенно в Италии Испании и Англии); при этом волосы скреплялись обручем или лобной повязкой или обручем. Девушки при распущенных волосах любили украшать себя венками из живых цветов. Женщины пожилые собирали волосы сзади в шиньон, прикрывая его мешком, чепцом или покрывалом. В начале XIV века распущенные волосы носились только девушками. Женщины заплетали их в косы, которые то укладывались вокруг головы наподобие венка, то закручивались спиралью вокруг щек.

В конце XIV века и в начале XV женщины старательно прятали волосы под громоздкие головные уборы (чепцы, рога, эскофионы и т.д.), выставляя напоказ лишь серпообразный клок волос над лбом, как бы для обозначения цвета своих волос. При дворе Изабеллы Боварской стали совершенно скрывать волосы, выставляя на показ величину лба. Позже мода на большой лоб дошла до того, что многие модницы выщипывали или сбривали брови и часть волос над лбом, а иногда так туго стягивали волосы назад, что причиняли себе нестерпимую головную боль. Широко распространился обычай красить волосы в темные и, особенно модные, светлые цвета, только не в рыжие, которые считались позорными. В большом спросе были накладные волосы. Повсеместно вошла в употребление рисовая пудра.

Во вторую половину XV века, с легкой руки итальянок, возродились античные прически, своеобразно измененные и дополненные. Женщины всей Европы щеголяли замысловато расположенными косами, локонами и прядями, почти совершенно оставив безобразные уборы в форме рогов, сахарных голов и митр. Особенно славились своими живописными прическами флорентинки: волосы низко зачесанные на лоб (по-античному), а на щеки - локоны, косы, ниспадавшие на плечи; волосы зачесанные и связанные на макушке головы или распущенные, - мода все разрешала, но врожденный вкус флорентинки не допускал злоупотреблять этой свободой. Ботичелли, Рафаэль, Леонардо да-Винчи и другие художники запечатлели множество самых разнообразных и безукоризненно изящных причесок (таблица II, 26, 27, 28, 29, 30, 39, 40, 46 и 49). Когда для сооружения прически не хватало собственных волос, дамы прибегали к помощи париков или накладок, которые, которые укреплялись проволокой, сетками, шапочками, платками и т.п. украшениями.


XVI век

В начале века продолжали царить итальянские моды. Высокие головные уборы почти не встречались, за исключением Германии, занятой реформацией. Девушки и девочки носили волосы распущенными по плечам.

Мода на громадный лоб исчезла. Обыкновенно всю массу волос делили прямым пробором и зачесывали волосы через лоб и виски, часто скрывая уши, на затылок, где они прятались в сетку или чепец.

В двадцатых годах этого столетия волосы принято было, разделив пробором, заплетать в косички, которые отводили с висков на затылок и укрепляли сеткой или повязкой. Иногда часть волос зачесывалась гладко на затылок и заплеталась в косу или закручивалась с помощью платка в жгут, тогда как с висков и со лба ниспадали волнисто завитые пряди локонов.

Диана де-Пуатье распространила по всей Европе убирать волосы à la italienne, зачесывая их гладко назад и перевязывая на лбу жемчужной нитью или лентой с драгоценными камнями, которую называли "ferroniére" (знаменитый портрет кисти Леонардо да-Винчи "La belle Ferronire".

В 1530 г. Элеонора Кастильская завезла во Францию убор à Iٴۥéspagnole, при котором волосы зачесывали просто назад и покрывали испанским током. Эта мода продержалась более 50 лет. С этой поры знатные дамы стали носить полумаски из черного бархата. Сетки и низкие прически стали уходить из употребления по мере роста брыжжей, а несколько позже - кружевных воротников. Во вторую половину XVI века непомерно высокие воротники заставили женщин зачесывать волосы кверху и, по моде Марии Стюарт, прикрывать их сверху чепцом. Особой любовью пользовались прически с выпуклыми валиками вокруг лба (так называемые "en bichons podenú"), которые иногда воздвигались в несколько рядов. В последнюю четверть века прически приняли высокую конусообразную форму: "en raduette", "en poire", "en coeur". Конечно, при столь сложных сооружениях не хватало своих волос, и мода на парики привилась еще прочнее, чем в конце XV и начале XVI веков. Летом дамы причесывались проще, нося на голове своеобразный убор, выдвигавшийся острием на лоб и спускавшийся сзади ниже плеч.

XVII и XVIII века

В начале XVII века носились вышеописанные прически конца XVI. Когда же мужчины стали носить парики, женщины, наоборот, оставили эту моду. Около 1630 г. появилась новая низкая прическа, которая состояла в том, что часть волос надо лбом коротко и ровно подрезалась и зачесывалась на лоб или завивалась в маленькие спиральные локончики-тирбушоны, тогда как вся остальная масса волос, за исключением височных прядей, зачесывалась гладко на затылок и образовывала здесь шиньон или заплеталась в косы, которые укладывались в узел спиральной формы, а височные пряди свободно ниспадали по сторонам лица вниз наподобие "колбы" или завивались в трубочные локоны. Перья, жемчужные нити, банты и вуали служили дополнением этой живописной прически, продержавшейся с разными вариациями вплоть до середины царствования Людовика XIV.

В 1660 году у любовницы короля, герцогини Фонтаж, на охоте ветер растрепал прическу, и она перевязала волосы кружевной оборкой на макушке в пучок. На другой день весь модный Париж знал об этом происшествии, и тотчас же была изобретена новая прическа.

"Фонтаж", писал Сен-Симон, "представляла целое сооружение (из проволок, лент, буклей и всевозможных наколок) в два фута высоты, благодаря чему лицо дамы казалось помещенным посреди всей фигуры. Стоило шевельнуться, как постройка начинала колебаться и угрожать падением". Вот почему первоначальная высокая "фонтаж" стала упрощаться и получила название удобной" ("commode"). "Фонтаж" теперь делалась из куска накрахмаленного полотна, которое кроили наподобие труб органа и по желанию украшали бантами из лент, перьями и камнями (таблица II, 32). Различия в манере укреплять "фонтаж" и располагать букли давали повод к изобретению самых причудливых названий: "герцогиня", "отшельник", "капуста", "воротник", "мушкетер", "палисадник", "улыбка" и т.д. Через десять лет после своего появления "фонтаж" опять приняла такой утрированный вид, что в 1699 г. Людовик XIV добился, хотя и не без труда, отмены этой прически при дворе; но в обществе продолжали ее носить до 1712 г.

Хотя "фонтаж" и вышла из моды к 1712 г., тем не менее мелкая буржуазия продолжала носить ее до сороковых годов. При дворе и в обществе после падения "фонтаж" до самой смерти Людовика XIV (1715 г.) носили низкую прическу "à la m-me Maintenon". В эпоху Регентства снова пробудилось стремление к вычурным прическам, но о прежней утрировке не могло идти и речи: дамы коротко стригли волосы, завивая их вокруг головы (прическа "én fete de mouton" - английского происхождения). После брака Людовика XV с Марией Лещинской (1725 г.) воцарилась польская мода при новой прическе "à la polonaise" - волосы гладко зачесывались назад и скреплялись на затылке. При утреннем туалете волосы распусклись маленькими локонами на лоб и виски и двумя длинными змеевидными локонами на плечи и грудь ("neglige").

С 30-х годов дамы вновь взялись за пудру, которой они обильно посыпали низкие, большей частью гладкие прически с плоскими уборами из кружев, цветов и лент (пережиток "фонтаж").

В последующие годы прически начали расти в вышину: волосы зачесывались со лба и висков кверху, завивались сзади в широкие букли, свешивавшиеся вниз, потом вновь поднимавшиеся на затылок, и здесь закалывались (прически "le tapé").

Шиньон такого рода часто украшался лентами, камнями и жемчужными нитями. По сторонам лица любили распускать по нескольку локонов.

Во вторую половину века продолжали носить ту же высокую пудренную прическу ("le tape"), видоизменяя ее на всевозможные лады. Около 60-х годов прически приняли уже настолько большие размеры, что явилась потребность в париках. С 1764 года распространился обычай давать прическам самые курьезные наименования: события придворной и общественной жизни, литературы, живописи и театра. Парикмахер стал насущной потребностью дамского обихода. Существовала целая академия: "L'Art de la Coiffure des dames françaises", учрежденная парикмахером Людовика XIV - Легро. Его соперник Леонар, состоящий на службе у дофина и Марии Антуанетты, изобрел в 1770 г. новый убор, при котором высоко взбитые волосы украшались газом и лоскутками (chiffons). На прически " à la douphine", и "à la mont au ciel" шло иногда до 14 футов газа. Все это загромождалось кружевами, гирляндами из роз, булавками и страусовыми перьями. Каждое событие дня давало повод к изобретению новых причесок.

В 1772 г. появилась прическа "d'apparat" или "loge d'opéra". Она достигала 72 дюймов высоты и разделялась на несколько поясов или зон, из коих каждый был убран и украшен различно. Главную особенность этой прически составляли три больших пера на левой стороне головы, в розовом банте с большим рубином. В 1774 г. носились прически: 1) прическа, отличавшаяся от предыдущих тем, что перья укреплялись позади, 2) "en pouf", представлявшая искусное сочетание перьев, лент и булавок. На этой прическе водружались бабочки, птицы, амуры, из папье-маше, древесные ветки, фрукты и даже овощи. Герцогиня Шарт явилась однажды в оперу с убором, на котором были воздвигнуты: фигура ее сына на руках кормилицы, попугай, клюющий вишни, и негритенок.

Вступление на престол Людовика XVI (в том же году) было ознаменовано появлением новой прически из волос "цвета королевы", украшенных хлебными колосьями и рогами изобилия.

Уборы были столь высоки, что кареты не могли вмещать кокеток, и они вынуждены были сидеть, наклонив голову и высунув ее в окошко экипажа, или даже стоять на коленях в карете. "Пуф" сменился прической "hérisson", которая состояла из сложного сооружения волос - хитро расположенных, завитых в букли, взбитых кверху - и из всевозможных украшений: перьев, лент, газа, гирлянд, жемчужных нитей, бриллиантов и т.д., и т.п. Мария-Антуанетта чуть ли не ежедневно изобретала самые причудливые моды: были прически, представлявшие целые пейзажи (английские сады, гроты и леса!..).

Морская битва фрегата "la Belle Paule" (в 1778 г.) была отмечена прической того же названия, при которой волосы были взбиты наподобие морских волн и увенчаны моделью фрегата. Высота причесок заставила директора оперы в том году запретить модницам вход в партер.

В 1780 г. Мария-Антуанетта, лишившись волос вследствие родов, стала носить прическу "a l'enfant" - низко зачесанные волосы с плоским шиньоном, оканчивающимся буклей наподобие колбасы. Общество последовало этой моде, но, само собой разумеется, многие продолжали носить высокие прически. Изобретение аэростата даже породило еще новый вид высокой прически "a la Montgolfier". Актрисы Конти и Рокур ввели в моду множество других высоких причесок. Все-таки с 1783 г. упрощение стало заметнее. В конце царствования Людовика XVI воцарились английские низкие прически. В 1786 году носили плоскую прическу с легкой завивкой надо лбом или невысоким зачесом - ежом, щеткой ("à la herisson", "à la vergette"); сзади волосы собирали в шиньон, иногда заплетая в косу или распуская на спину длинными локонами.

Новая мода появляться всюду с головным убором была косвенной причиной того, что на прически теперь не обращалось прежнего внимания: увлечение всевозможными шляпами, чепцами и тюрбанами сменило увлечение прической. Мало-по-малу и пудра стала выходить из употребления. В эпоху Революции уже носились напудренные волосы, зачесанные по прежним модам с боковыми буклями с длинным мешкообразным шиньоном и с "ежом" или "щеткой" надо лбом.

От мужчин дамы переняли прическу, при которой волосы плотными, длинными завитками ниспадали на щеки.

В эпоху Директории появилась прическа "à la saerifiée" с короткими волосами на затылке, как у осужденных на смерть. Многие щеголихи ("merveilleuses") носили прическу "à la saufage", причем волосы взбивались в беспорядочную кучу, небрежно облегавшую всю голову. С 1795 г. ношение париков стало вновь общим явлением, модницы считали необходимым иметь по нескольку разноцветных париков: в течение одного дня они появлялись то в белокуром (утром), то в каштановом (днем), то в черном (вечером), то в рыжем. Существовали даже разноцветные парики... В эпоху Консульства (1799-1802 г.) парики вновь вышли из моды. Теперь дамы увлекались греческими прическами с узлом, обручами и сетками; при этом нужно заметить: они не ограничивались простой копировкой античных уборов, но изменяли их сообразно своему вкусу. Обычный тип такой прически состоял в том, что завитые спереди волосы начесывались на лоб до самых бровей, а сзади завязывались в узел, скрепленный гребнями и шпильками, боковые же многочисленными тирбушонами ниспадали вдоль щек.

XIX век

Во время империи (с 1804 г.) продолжали еще носить "греческие прически"; волосы спереди и с боков завивались в локоны, плотно облегавшие голову, сзади зачесывались в прошнурованный шиньон (à la Ninon), а на макушке водружалось перо. Около 1895 г. дамы переняли у мужчин прическу "à la Fitus", при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. Эта мода продержалась до конца царствования Наполеона I, вместе с пирамидальной прической, изобретенной парикмахером-литератором Палатом (1810 г.).

Носились и другие "римские прически" - "à la Sabine", "à la Plotine" и даже "египетская" "à la Kleopatre". Всевозможные локоны назывались теперь: "моральными", чепцами и сетками. С 1810-11 г. девушки при бальном костюме завивали волосы на лбу в мелкие локоны, а сзади собирали их в узел.

Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем, у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом при помощи гребней.

С 1813 г. вошла в моду прическа "à la chinoise": волосы зачесывались гладко кверху и на макушке связывались в пучок. Узкая шелковая лента облегала голову и завязывалась на лбу; на висках свешивалось по одному завитку или по два (accroche coeur).

С конца двадцатых годов повсеместно распространилась изящная прическа, при которой волосы делились прямым пробором и зачесывались со всех сторон на макушку, где сооружался высокий пуф, украшенный локонами, драгоценностями и гребнями; височные пряди завивались при этом в пышные локоны. Эта живописная прическа носилась на протяжении тридцатых, сороковых и пятидесятых годов, претерпевая легкие изменения: иногда вместо пуфа делались косы, которые укладывались узлом, иногда прическа делилась двумя проборами и т.п.

С пятидесятых годов носились так же волосы, разделенные пробором и спускающиеся до шеи вдоль щек, а на затылке прикрепленные в узел. Модницы, гладко зачесав волосы, оставляли у висков небольшую короткую прядь, которую завивали кольцом. Волосы на затылке принято было заключать в сетку или собирать пуфом. Вообще вся масса волос покоилась на затылке; гребни почти не употреблялись.

С 70-х годов ондулирование волос становится основным характером причесок. Волосы, разделенные пробором, зачесывались назад, на лбу и висках завивались; на затылке они спускались наподобие мешка и закрывались сеткой или же заплетались в косы, располагаемые на разные лады.

С 1865 г. на затылке стали делать шиньон, украшаемый иногда локонами. Модными были белокурые и рыжие волосы.

С 80-х годов появились вновь очень сложные высокие прически, состоявшие из пуфов, локонов, валиков и кос.

С 1880 г. волосы низко начесывали на лоб, а позади завязывали в узел, который спускался все ниже и ниже.

С 1891 г. локоны "à la poney" ужу успели выйти из моды; волосы ондулировались и зачесывались со лба назад, по бокам головы взбивались в пышное бандо. Цветы, драгоценности и ленты по-прежнему составляли излюбленное украшение причесок, наравне с изящными гребнями, получившими большое распространение в конце века.


Русские женщины

С самых отдаленных времен у славянских женщин существовал обычай заплетать волосы в косы; девушки распускали их по спине или груди, замужние женщины, однако, считали и стыдом и грехом выставлять на показ свои волосы.

В XVI и XVII в.в. "опростоволосить" женщину, т.е. открыть у нее волосы, значило нанести ей бесчестие. "Скромная женщина боялась даже, чтобы даже члены семейства, исключая мужа, увидали ее волосы" (Костомаров), а в Новгороде вошло одно время в обычай среди замужних женщин брить свои волосы, но этот обычай не одобрялся церковью. Правило скромности нередко переходило в щегольство, и некоторые женщины, укрывая волосы под волосником (род скуфьи), стягивали их так туго, что едва могли моргать глазами: это казалось им красивым.

Девушки носили на головах повязки или венцы, бывшие всегда без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества.

Волосы заплетались в одну или две косы, падающие на спину; иные вовсе не заплетали себе кос, а носили волосы распущенными по плечам.

В знак печали женщины и девицы остригали себе волосы.

У девочек волосы были всегда острижены, как у мальчиков; девочку можно было узнать только по небольшим пучкам волос на висках.

С легкой руки Петра Великого русская женщина разом освободилась от опеки и с увлечением набросилась на "немецкие" моды. Не упираясь подобно мужчине, она быстро свыклась с новым положением и без труда усвоила всевозможные западные парики, косметики и мушки, так что в век Екатерины II даже раскольницы облеплялись мушками (Ровинский).


 

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2017 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
??????? chaiknet.ru