ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО
ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Прически мужские

вернуться

Древние народы

Египтяне с незапамятных времен холили свои блестящие черные волосы. В эпоху Старого царства они завивали их в локоны или заплетали в короткие косички. С 18-ой династии вошло в обыкновение брить голову начисто, может быть, вследствие сыпучих песков, постоянно засорявших волосы. У знатных издавна существовал обычай удалять жидкую от природы растительность на подбородке и заменять ее искусственной бородкой кубической или улиткообразной формы. Иногда ее заплетали наподобие косы. Искусственная борода представляла необходимый атрибут фараона. Несколько позже вошли в употребление парики. Они были больших размеров и то заплетались в косы, то завивались в правильно расположенные ряды трубчатых (спиральных) локонов (Таблица I, 25). Носили даже по два парика одновременно. У детей оставляли близ уха длинную прядь волос, заплетавшуюся в косу. При наступлении совершеннолетия косу срезали, посвящая богам.

Наследный принц (pta) и принцесса (erbta) тоже носили косы, украшенные драгоценностями (таблица I, 19). Рабы и жрецы всегда появлялись с бритой головой. Жрец бога Пта оставлял на темени косу.

Эфиопы сбривали свои курчавые волосы или же заплетали их в короткие косички, намазывая бараньим жиром, который, застывая, придавал волосам желтый крапчатый вид.

Евреи издревле носили длинные курчавые волосы подобно Авессалому, погибшему, по преданию, благодаря своей шевелюре. Левиты коротко подстригались. Молодежь завивала волосы, если они от природы не были кудрявы. Позже евреи стали укорачивать волосы. Закон иудейский, однако, предписывал не подрезать волос на висках (пейсы) и на окладистой бороде, представлявшей для еврея святыню: целовать бороду — значило оказывать обладателю ее почтение.

Обитатели Сирии, Финикии и Халдеи преимущественно носили длинные волосы, перевязанные лентой или заплетенные на висках в косы. Некоторые племена носили бороду, иногда без усов. Часто головной убор скрывал растительность.

Ассиряне и вавилоняне зачесывали свои длинные волосы назад, оставляя уши открытыми. Иногда вся масса волос делилась прямым пробором. На спине и плечах волосы образовывали веерообразно расположенный валик из кольцевых (круглых) локонов.

Знатные и цари отращивали длинные прямоугольные бороды и завивали их в трубчатые вертикальные локоны, чередующиеся с симметрично расположенными рядами кольцевых локонов. Иногда трубчатые локоны заменялись косичками, переплетенными с золотыми шнурами, чтобы ярче выделялась чернота волос. Люди незнатного происхождения носили более короткие и проще убранные волосы и бороды. Евнухи и жрецы бороды не носили.

Мидяне и персы носили полу-длинные волосы, зачесанные назад и завитые на конце в один ряд локонов (валиком). Борода была вообще средней величины, и только цари отращивали очень длинную бороду, убранную по-ассирийски.

Считалось позорным не иметь волос, в подобном случае пользовались париками и фальшивыми бородами. Персы, старые и молодые, окрашивали волосы в черный цвет, причем на производство этой операции требовалось целых восемь дней. Сначала волосы красили в рыжевато-красный цвет с помощью растительной краски — генны, растворенной в воде; спустя некоторый промежуток времени, когда первая краска подсыхала, волосы красили вторично — уже голубоватой краской индиго, после чего волосы приобретали цвет «воронова крыла». Этот обычай уцелел до наших дней. Но вообще волосы, как и все тело, окутывались при выходе из дому вследствие сухого климата, требующего сохранения влаги в теле.

Малоазиатские народы — фригийцы, лидийцы, каппадокийцы и другие племена — носили большей частью полу-длинные волосы, повязанные на лбу лентой или скрытые под колпаком с лопастями.

Греки считали густые волосы лучшим украшением. Гомер называет греков «многокудрыми». И богов своих греки представляли себе не иначе, как с густыми длинными кудрями. Особенным почтением пользовались русые волосы, приписываемые поэтами Ахиллесу и Менелаю, а также богиням Афродите и Деметре.

Во времена Гомера греки носили длинные волнисто завитые волосы, которые симметрично ниспадали широкими прядями на спину, плечи и грудь (так называемый микенский тип). Лицо обрамляла завитая остроконечная борода (таблица I, 10). В период, близкий к персидским войнам, дворяне и особенно спартанцы с юношеских лет отпускали длинные волосы. Взрослые, кроме того, отращивали бороду, удаляя усы. Афиняне также не укорачивали волос, завязывая их надо лбом в узел, который иногда скреплялся лентами или шпилькой. С такой прической изображались Аполлон и Вакх (таблица I, 2). После персидских войн греки стали коротко стричься. Совсем короткие волосы носились в Спарте мальчиками, а в Афинах — юношами. Молодые люди лишь слегка подрезали волосы, завивая их в кудри.

Только щеголи, вроде Алкивиада, появлялись с длинными волосами, да софисты и циники, пренебрегавшие своей внешностью. Люди средних лет носили густую окладистую бороду в мелких завитках и небольшие усы.

Чтобы волосы не падали на глаза, их подвязывали ленточкой; греки не любили открытого лба, и поэтому старательно прикрывали его начесами или кудрями.

Со времен Александра Македонского распространился обычай брить бороду и усы; только свободомыслящие — философы да педагоги — отпускали длинные волосы и бороды. Рабы всегда коротко стриглись или совершенно брились. При трауре принят было: первоначально — срезать волосы и бороду, а когда вошли в обычай стрижка и бритье, - наоборот — отпускать их во всю длину. За исключением актеров, мужчины никогда не носили париков. Алкивиад, рано потерявший волосы, и Перикл прикрывали свои головы шлемами, с которыми никогда не расставались.

Этруски в древнейшие времена носили длинные волнистые волосы и такие же бороды; позже начали коротко стричься и бриться.

Римляне издавна носили длинные волосы и окладистые бороды. Только с III столетия до нашей эры появились в Риме цирюльники, пришедшие из Сицилии. С этой поры римляне стали подстригать свои волосы ножницами и завивать их щипцами, а бороды удалять, причем, по обычаю, заимствованному у греков, они торжественно приносили в жертву богам первые волосы детей и бороды юношей. Простой народ не следовал этому обычаю, продолжая носить длинные волосы вплоть до императоров. Во времена Августа отсутствие волос считалось позором, и Цезарь маскировал свою лысину венком, ношение которых вообще было очень распространено в древнем мире. Император Оттон, будучи плешивым, носил парик, который так искусно облегал голову, что его нельзя было не принять за натуральные волосы.

Каракалла во время своего пребывания на берегах Дуная остриг волосы и стал носить русый парик, чтобы понравиться германцам.

В первом веке до нашей эры снова вошли в моду более длинные волосы. Их тщательно завивали в ряды локонов, натирали благовонными маслами, а щеголи, сверх того, осыпали золотой пудрой.

Со времен Андриана и в особенности поклонника эллинизма — Аверия возродился обычай отпускать бороду (таблица I, 24) — обычай, продолжавшийся до Константина, после чего бритье вновь стало обычным явлением. Рабам запрещалось носить длинные волосы и бороды.

После IV века до нашей эры принято было носить полу-длинные или коротко стриженные волосы и окладистую бороду.

В первом веке нашей эры священнослужители коротко подстригались, позже отпускали, как и миряне, полу-длинные волосы и бороду; кающиеся брили голову наголо. Христианские учители первого века, подражая апостолу Павлу, сбривали волосы надо лбом, особенно в греческой церкви, которая называла это «тонзурой апостола Павла».

Скифы и парфяне запускали волосы и бороду; парфяне же иногда брили голову.

Индусы в древности носили длинные волосы, заплетенные в широкие косы, и большие бороды, которые окрашивали в голубой, красный, белый и зеленый цвета. Брамины сбривали всю растительность за исключением пучка волос на макушке.

Китайцы первоначально носили полу-длинные волосы и окладистую бороду; только 1644 года нашей эры стали подбривать голову и заплетать остаток волос в длинные косы.

Японцы пробривали макушку и зачесывали свой шиньон на темя, где его укрепляли трубочками из лакированного картона.

Средние века и эпоха Возрождения

Гунны, авары и алланы не следили за своими волосами. Мадьяры, хазары, печенеги и другие кочевники точно также мало заботились о своей шевелюре. Некоторые племена, впрочем, заплетали волосы в косы и отпускали длинные висячие усы.

Готы и лангобарды носили волосы, свободно ниспадающие на спину и плечи, а на лбу ровно подстригали их; бороды носились преимущественно длинные. После сближения с римлянами и они стали завивать волосы и бриться.

Британцы зачесывали свои длинные волосы на затылок, бороду сбривали, оставляя большие висячие усы.

Шотландцы и англосаксы отличались тем, что брили усы, оставляя большую бороду. У ирландцев борода, усы и волосы были настолько густы, что в битвах заменяли броню, защищая голову и грудь. Норманы и скандинавы не укорачивали своей растительности.

Византийцы по римскому обычаю брили лицо и носили коротко подстриженные волосы. С половины VI века появилась мода на длинные волосы. С VIII века принято было отпускать окладистые короткие бороды и усы. Духовенство первоначально носило тонзуру апостола Павла, а после четвертого Толедского собора (683 год) тонзуру апостола Петра, при которой кругообразно выбривалась макушка.

Арабы в древнее время брили голову или отпускали длинные косы, иногда заплетая их в косы. Длинные бороды подбривались близ ушей. В средние века носили коротко остриженные или полу-длинные волосы при полной бороде, которая всегда почиталась у восточных народов: вырвать бороду знало нанести самое тяжкое оскорбление. Восточные племена, как и в наше время, брили голову, оставляя на макушке пук волос.

Турки следовали обыкновению восточных арабских племен. Длина бороды служила отличительным признаком различия сословий.

Германцы и галлы. У германских племен, по сообщению Тацита, ношение коротких волос считалось позорным. Чтобы придать своим волосам, от природы светлым, золотистый оттенок, германцы мыли их особым мылом. Диодор рассказывает, что галлы для той же цели пользовались каким-то известковым раствором. Вообще все обитатели древней Галлии носили длинные волнистые гривы, свободно ниспадавшие на спину и плечи (отсюда римское Gallia comata); одни из них, по сообщению Сидония Аполлинария, связывали волосы на макушке в пучок, наподобие конского хвоста, другие заплетали их в две косы по обе стороны лица. В самые отдаленные времена галлы носили большие бороды, затем среди лиц благородного происхождения распространился обычай брить баки и подбородок, оставляя длинные густые усы с подусниками. Простолюдины могли только слегка подстригать свои бороды; волосы же носили короткие. С IV века, благодаря римскому влиянию, повсеместно распространился обычай сбривать или даже выщипывать усы и бороду. С V века (при Меровингах) подбривали затылок, зачесывая остальные волосы на лоб. До VIII века включительно длинные волосы все еще были отличительным признаком благородного происхождения у франко-германских народов. Бритая голова была знаком рабства, а тонзура — знаком монашеского или духовного звания. После падения Меровингов длина волос утратила свое привилегированное значение. Карл Великий носил короткие волосы и небольшие усы, хотя в старости изменил свою прическу, отпустив длинную бороду. Молодежь носила преимущественно большую шевелюру. К IX веку волосы совершенно перестают служить знаком различия между рабами и свободными. По Балмоцию, только преступников лишали волос. В эту пору принято было носить волосы подстриженными на высоте шеи (франки). Иногда даже брили всю голову за исключением хохла на макушке. С V по XII век при полудлинных волосах носили небольшие окладистые бороды. Шевелюра подрезалась на высоте ушей и слегка завивалась снизу и на лбу (таблица I, 5). Молодежь подбривала лоб и зачесывала остаток волос назад. В XII веке знатные переплетали бороды золотыми нитями. В конце века появилась мода делить небольшую бороду на отдельные крючковидно завитые пряди.

Западно-европейские народы XII-XV веков

В XIII веке среди дворян и горожан Западной Европы распространился обычай носить полу-длинные волосы или гладко зачесанные вокруг головы, внизу образующие полукруглый валик (прическа в виде колбы), или же свободно ниспадающие на спину и плечи волнистыми прядями. Часть волос в прическе «колбы» зачесывалась на лоб и ровно подрезалась; иногда конец ее тоже завивался валиком или же в мелкие локоны. Эта прическа носилась по XVI век включительно (таблица I, 7). Кроме того, встречалась прическа и на прямой пробор; равным образом — прическа с коком посреди лба, наподобие языков пламени (тупей, таблица I, 20). Чтобы такая прическа прочно держалась, волосы помадились. Почти повсеместно принято было брить бороду и усы; только старики, члены духовных конгрегаций, пилигримы, евреи да некоторые участники крестовых походов придерживались ношения бороды. Крестьяне и горожане-ремесленники носили умеренно-длинные волосы ровно подрезанные на высоте шеи и надо лбом («пейзанская прическа»). Несвободные (сервы) коротко стриглись, но часто отпускали бороду.

В XIV веке прически мало изменились. Знатные перехватывали вокруг головы лентой, украшенной на лбу драгоценными камнями. Борода или даже одни усы встречались все чаще и чаще, особенно в Германии. Во Франции носили преимущественно остроконечные бороды, сбривая баки. Молодежь, однако, придерживалась старой моды — оставлять лицо чистым.

В первую половину XV века царили те же моды. Ношение бороды остроконечной или разделенной надвое стало самым распространенным явлением. Карл VII, лишившись волос, тем самым заставил и свой двор носить короткие волосы. «Странно видеть», говорит современный автор, «таких храбрых и нарядных рыцарей, как Дюпуа, Ла-Гир, Ла-Тремуиль и многих других с плешивыми головами, прикрытыми скуфьями».

Во вторую половину XV века из Италии по всей Европе распространилась мода на особенно пышную шевелюру.

Волосы, красиво завитые и напомаженные, иногда разделенные прямым пробором, многочисленными прядями ниспадали на спину и плечи или же пышной шарообразной шапкой кудрей облегали голову («венецианская прическа»).

В Италии каждый причесывался сообразно личному вкусу. Даже старики прибегали к помощи накладок, чтобы не отставать от моды. Бороду носили только пожилые люди (например, венецианские дожи), но и здесь бывали уклонения.

В первую половину XVI века продолжали по преимуществу носить итальянские прически, но значительно упрощенные. Только старики да щеголи носили очень длинные пышные волосы, часть которых нередко заплеталась в косу, спускавшуюся на плечо. Из старых причесок самой распространенной была «колба». В Испании тем временем вошло в обычай коротко стричь волосы и отпускать острые или округлые бородки. Мало-по-малу эта мода проникла во все страны. Особенно по вкусу она пришлась немцам, приверженцам реформации. В Германии, при коротких волосах, носили бороду разной формы. Ландскнехты (таблица I, 17) и молодежь иногда носили усы или усы и баки, с пробритым подбородком. Военачальники чаще отпускали большую бороду (таблица I, 16). Во Франции до1520 года волосы носили главным образом ровно подрезанные на высоте шеи (по моде Людовика XI), а бороду и усы сбривали. В 1521 году Франциск I, вследствие ранения головы, вынужден был остричь себе волосы, и весь двор последовал его примеру. Король отпустил себе небольшую «испанскую» бороду — и она тотчас вошла в моду.

Во вторую половину XVII века волосы на затылке подстригались короче, чем спереди, зачесывавшиеся назад, образуя на лбу искусственное возвышение (тупей, Карл IX). При Генрихе III тупей зачесывался наподобие женской прически при «чепце Марии Стюарт”, именно завивались передние волосы в два валика с острым мысом, врезающимся в лоб (таблица I, 14). Усы закручивались кверху; с 1560 года преобладающей формой бороды была небольшая эспаньолка. При Генрихе IV носили просто зачесанные назад короткие волосы и окладистую бороду, несколько суженную книзу. Усы зачесывались кверху (таблица I, 16).

XVII век

В начале XVII века еще царили испанские моды, но постепенно Франция становится законодательницей мод.

В эпоху 30-летней войны преимущественно носили короткие волосы и бороды, особенно в Германии. Иногда волосы продолжали зачесывать наподобие тупея.

Во Франции, в детские годы Людовика XIII, придворное дворянство, подражая королю, носило средней длины волосы, волнистые, часто завитые и свободно отброшенные назад. Возмужав, Людовик XIII стал носить небольшие кверху закрученные усы и эспаньолку, сохраняя свою детскую прическу. Придворные и за ними все общество опять последовали его примеру. Вскоре эта мода стала достоянием всей Европы. С 20-х годов всю массу волос принято было делить прямым пробором и отпускать бороду во всю длину, сбривая баки, или остро подрезать (á l'espagnole); усы при этом крючковидно закручивались кверху (таблица I, 13). Вслед за тем явилась мода окрашивать волосы в черный цвет. Типичными прическами этой эпохи были еще: 1) «á la Coméfe» - передние волосы едва касались шеи, тогда как сзади пышной гривой ниспадали на спину и плечи, 2) «á la Cadenettes», названная так по имени маршала Каданетта; она состояла в том, что волосы, разделенные на две равные пряди, располагались спереди, по сторонам лица, или одна располагалась на спине, другая — на левом плече, ил, наконец, обе располагались на спине, будучи перевиты лентами, жемчужными нитями и т.п. Украшениями (faveurs). Прическа «á la Cadenettes» была распространена главным образом в войсках, где и оставалась под этим названием до XVIII века, претерпев некоторые изменения. Само собой разумеется, что недостаток собственных волос побуждал несчастливцев прибегать к помощи париков. С 1624 года, вследствие преждевременного облысения, король сам стал носить парик, а к 1630 году эта мода успела уже прочно установиться. В сороковые и пятидесятые годы прически были те же, только подбривали бороду, оставляя узенькие полоски подбритых усов да крошечную эспаньолку, наподобие мушки под нижней губой. Все же некоторые доктора, священники и старики носили бороды старого фасона.

В начале своего царствования Людовик XIV (1643-1715), обладая от природы длинными густыми волосами, запрещал ношение больших париков. Но позже, облысев, король сам стал пользоваться париком. Этикет настойчиво требовал ношения парика, - и вот решительно все парижане обзавелись париками. Богатый и бедный, дворянин и ремесленник — сооружали на своих головах целые постройки. Из боязни показаться смешным или впасть в королевскую немилость, все придворные носили огромные парики, не взирая ни на головную боль, ни на шум в ушах и другие болезненные явления, сопряженные с ношением парика. Цвет волос был самых разнообразных оттенков: сероватый, белокурый, русый, каштановый, черный, белый и др. Первоначально модным цветом были белокурые тона, затем темные и, наконец, когда король поседел, - белые. Великий Конде, не хотевший носить парика, вынужден был завивать свои волосы согласно моде и посыпать их светлой пудрой. Придворный парик (perruque allongée)? Иначе — государственный парик (таблица I, 12) стоил до 1000 экю; самые лучшие парики делались из женских волос, скупавшихся во Фландрии и Бретани; буржуа носили парики меньших размеров и меньшей стоимости — из козьего или лошадиного волоса; черный парик, который согласно моде надлежало покрывать пудрой, стоил 4-5 экю. Дома париков почти не носили, напяливая его на болванку. Обыкновенно парики завивались в простые мелкие локоны, но когда с 1670 года появился огромный парик, две части которого для уравнения тяжести падали через плечи на грудь, а третья большая — на спину, завивку стали располагать симметричными рядами буклей, а надо лбом делать более или менее округлый тупей.

Этот большой белокурый парик назывался «la Binette grand imfclio» по имени изобретателя — придворного куаффера Бинета. Около 1680 года появился парик с едва заметным пробором посредине. С 1680 года носили уже черные и темные парики, еще более удлинившиеся; тыльная часть их спадала до середины спины, но зато лицевые части были значительно короче. С 1700 года в моду вошел парик, отчетливо разделенный прямым пробором, по бокам которого вздымались два возвышения из буклей; этот парик назывался ú lu Fantange, так как совпал с появлением высокой женской прически (таблица I, 9).

Король никогда при посторонних не снимал парика, даже в спальне; на торжественных выходах он появлялся в грандиозном парике, придававшем его больной рахитической фигуре и рябому лицу величественный вид. Часто парики украшали лентами (faveurs, таблица I, 12). Даже духовенство не отставало от мод, нося с 1670 года «perruque d'abdes» - шапочку с подвесными прядями локонов, а с 1690 года — обыкновенный светлый парик с отверстием на макушке вместо тонзуры. Офицеры носили парик «á la brigadiere», отличавшийся от обычного парика тем, что на затылке волосы перехватывались лентой. Простые солдаты, крестьяне и рабочие вместо ношения парика отращивали свои природные волосы, причем солдаты убирали волосы по моде предыдущего века «á la labereties». С 1680 года лицо принято было брить начисто: только военные оставляли усы, подбритые согласно моде (Петр I). После 1700 года брились все без исключения.

XVIII век

С начала века мода на огромные парики стала мало-помалу проходить. Длинный парик (perruque langue) значительно изменился; его уже не делили на три части, а всю массу волос распускали свободно через плечи на спину. Вскоре и длина уменьшилась; он не спускался ниже плеч. После 1720 года парики строгого образца носили только: 1) врачи «perruque á trois martcaux», разделенный на три части; 2) государственные люди и придворные - «perruque in falio»; 3) духовенство и отчасти должностные лица — «perruque carée quenes» (таблица I, 23). Вскоре в обществе распространился обычай делить всю массу волос на две равномерные пряди, заплетенные или перевязанные лентами наподобие кос. После 1730 вместо париков стали довольствоваться собственной шевелюрой. В особенно торжественных случаях принято было распускать волосы, зачесывая назад (таблица I, 1) и перехватывая иногда всю массу лентой. Вскоре типичной стала прическа с волосяным мешком (erabiand, bourre). Так называли хвосты у лошадей, и первоначально лишь франты так заворачивали свои волосы и то на ночь. Но потом эта coiffure negligée сделалась модной. Она состояла в том, что височные пряди завивались в букли; надо лбом волосы зачесывались щеткой (vergette), а на затылке вся масса волос засовывалась в мешок из черной тафты (baurse), сверху завязанный шнуром и украшенный бантом. При всех этих прическах изводилось несметное количество рисовой пудры, так как мода требовала белого цвета волос. Чтобы пудра не осыпалась, волосы смазывались маслом и помадой. Многие, однако, уклонялись от пудрения в домашнем быту, появление с не напудренной шевелюрой в публичном месте считалось нарушением этикета. Кто не имел времени ухаживать за своей прической, тот вынужден был вновь обзаводиться париком. Около 1750 года длинные парики строгого образца совершенно исчезают; на смену им является круглый парик Stutzperrück-mirliton, изобретенный пруссаками и от них уже распространившийся по всей Европе. Немецкие офицеры издревле усвоили обыкновение перевязывать волосы шнуром — отсюда произошла мода заплетать их в косу. При Фридрихе Вильгельме I коса была введена в войсках, и парик с косой был назван круглым париком. Первоначально косу делали очень толстой, длинной и остроконечной. Круглый парик обычно украшался высоким тупеем и боковыми буклями. После 1760 года волосяной мешок носили только старики-придворные; в обществе принято было ношение косы, которая теперь значительно уменьшилась в длине. С 1770 года почти перестали пудрить волосы.

По мере роста революционного движения прически все больше упрощались. С 1780 года коса представляла короткий хвостик, тупей почти исчез, превратившись в одну буклю, облегавшую голову от одного виска до другого. С появлением прически á la catogan” (таблица I, 21), коса совершенно исчезла, волосы на затылке теперь завязывали лентой в узел и украшали иногда бантом; височные завивались в один или два ряда буклей, а на макушке воздвигали тупей ежиком á la herisson от 4 до 5 дюймов высоты.

С конца 1793 года появилась прическа «á des orielles de shien”, при которой височная часть волос спускалась на плечи наподобие собачьих ушей (таблица I, 3). Теперь уже прическу делали из собственных волос. Марат и Бриссо, носившие короткие просто зачесанные волосы, стали предметом подражания патриотов и представителей народа. Вскоре при Директории произошла реакция, золотая молодежь ввела в моду новую прическу «á la victime» - убор волос, схожий с прической осужденных на казнь, у которых волосы сзади коротко подстригались, а остальная масса зачесывалась на лоб до самых глаз. Прическу «á la victime» сменила «incro-gable», представлявшая беспорядочно расположенные вокруг головы космы волос. В эпоху Консульства греческие прически сменились римскими (á Titus, á la laracalla и т.п.), при которых коротко подстриженные волосы завивались посредством папильоток и горячих щипцов в мелкие локоны вокруг всей головы. Вместе с тем стали носить бакенбарды. Длинные волосы совершенно вышли из моды. Вернувшись из Египта, Наполеон ввел в войсках коротко остриженные волосы, как более удобные для походов, и тем самым дал толчок окончательному упрощению шевелюры.

XIX век

В начале XIX века продолжали носить коротко остриженные и мелко завитые волосы. Вскоре однако спереди волосы стали удлинять, зачесывая на виски и лоб до самых бровей; иногда даже делили всю прическу двумя боковыми проборами.

Шатобриан ввел в моду небрежные прически (“negligée”, таблица I, 22). При Реставрации эмигранты пытались восстановить ношение пудреных круглых париков, но потерпели неудачу. С 30 годов волосы на лбу зачесывались коком, а на висках завитками (таблица I, 6). Моды этой держались преимущественно чиновники, военные и должностные лица вплоть до 1848 года. В то время как солдаты и низшие чиновники носили усы в виде двух крошечных полосок, штатские почти исключительно носили только небольшие баки в форме крючка или тупого угла. Последователи Сен-Симона ввели меж тем в моду ношение длинных волос, разделенных боковым пробором. Этой моде следовали молодежь, свободомыслящие. С 40-х годов штатские стали носить усы, зачесанные вниз. Бакенбарды стали удлиняться до подбородка, образуя иногда «жабо», и довольно коротко остриженные волосы делились пробором и завивались «под польку». Борода полная появилась только с 1848 года; в эту пору чаще носили длинные волнистые волосы. При Наполеоне III во Франции распространилась мода на ношение усов стрелкой и эспаньолки. Император Вильгельм I ввел в моду бороду с пробритым подбородком; кронпринц Фридрих-Вильгельм — большую окладистую бороду так, что борода с усами образовывали букву W. В позднейшее время излюбленной формой прически были коротко стриженные волосы с прямым или боковым пробором, а иногда просто зачесанные назад; борода преимущественно заостренная или Henri IV; усы — остро-закрученные кверху. В конце XIX века лица брились начисто на английский лад.

Русские люди

Первобытные обитатели Руси, славяне, вероятно носили длинные волосы и окладистые бороды, подобно близким им по складу жизни скифам и сарматам. Быть может, восточные народы занесли несколько позже в русскую землю обычай брить голову и бороду, оставляя клок волос на макушке и густые висячие усы с подусниками. Византийский писатель Лев Дьякон так, например, описывает наружность Святослава: он был среднего роста, нос у него был плоский, глаза голубые, густые брови; мало волос на бороде, а усы длинные, косматые. Вся голова была выстрижена, кроме одного клока, висевшего по обеим сторонам головы в знак его знатного происхождения. После начала сношений с Византией русские усвоили обычай носить полу-длинные волосы и окладистую подстриженную бороду лопатой. При Владимире св. обычай этот окончательно установился.

Татарское владычество тоже не прошло бесследно: с XIII века многие русские люди, по восточному обычаю стали коротко стричься, а иногда совершенно брить голову, прикрывая ее татарской ермолкой. Только при опале государевой да и в трауре принято было отращивать длинные волосы и даже не расчесывать их. Но перед большими праздниками (XIV-XVII вв.) все считали долгом остричься. Борода, однако, оставалась в фаворе на протяжении всего татарского и московского периодов русской истории.

Чем борода была длиннее, тем осанка человека считалась почтеннее. При Василии Ивановиче было введено в обычай бритье бороды, - даже сам великий князь последовал этому обычаю, но духовенство восстало против него; позже «Стоглав» запретил брить усы и бороду; бритому покойнику, по уставу, не полагалось ни петь панихид, ни хоронить его по христианскому обряду. Согласно старинному православию бритье — ересь, введенная порочным греческим царем Константином. Если у кого от природы не росла борода, к тому имели недоверие и считали его способным на дурное дело; равным образом питали недоверие к обладателю рыжих волос. Уже при Борисе Годунове начались попытки подражать иностранцам в подстрижке бороды. «При Алексее Михайловиче был случай, что протопоп Аввакум не хотел благословить боярина Шереметьева за то, что тот выбрил себе бороду на европейский образец» (Соловьев, XIII, 208); а князь Кольцо-Масальский был даже лишен должности, потому что подрезал у себя волосы по-иностранному. В конце XVII века патриарх отлучал от церкви не только тех, которые брили, но и тех, которые с брадобреями имели общение. «Адриан издал послание против брадобрития, где указывалось на то, что без бороды человек перестает иметь образ человека — он подобен псу или козлу». Все же при царях Алексее и Феодоре, по словам Киржанича: «в высшие круги общества проникли польские моды — волосы на голове и бороде стригли на иностранный образец».

После путешествия за границу, принимая поздравления с благополучным возвращением, Петр вооружился ножницами и обрезал собственноручно бороды у нескольких сановников. На пирушке у Шейна, 1 сентября, появился шут с ножницами и также окарнал несколько бород. С этой поры Петр объявил войну бородачам. С 1699 г. появился «бородовый знак», обладатель которого сохранял право на ношение бороды за известную плату. Законодательство относительно «бородового» налога было, однако, проведено только в 1705 г. Царедворцы и приказные платили 60 руб. с человека, люди гостиной сотни — от 60 до 10 руб., посадские и церковные причетники, кроме попов и дьяконов, - 30 руб. в год. Крестьяне, являясь в город, должны были платить по 1 копейке. Раскольники платили двойной оклад. В высшем обществе бороды исчезали и вошло в моду носить парики. При Елизавете Петровне, однако, еще понадобилось издавать: 1) назидательные картинки со словами Дмитрия Ростовского о пользе брадобрития и 2) ряд притеснительных указов о раскольниках. Указами 1762 и 1763 г.г. бородовые знаки были отменены. При дворе Екатерины II борода была окончательно изгнана: все брились гладко; служащие тоже следовали этой моде; в бородах ходили только попы, простонародье да купцы.

С XIX века образованная Россия, не отставая ни на шаг, следовала общеевропейским модам.


 

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2017 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
??????? chaiknet.ru