ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Понятия к предмету "Художественное слово"

Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющий звуковой облик слов («Подобно лилии крылатой, колеблясь, входит Лала-Рук» Пушкин.)

Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) слог между двумя безударными (краткими), например: «Грибная пора отойти не успела» Некрасов

Анапест - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит два безударных (кратких) слога  и один ударный (долгий), например: «Уноси мое сердце в звенящую даль» Фет.

Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения или стихотворной строки.

Антитеза – стилистическая фигура, состоящая из резко отличных по смыслу слов или словесных групп, например: «Великий человек на малые дела» Даль.

Антонимы – слова, относящиеся к одной смысловой группе, но имеющие противоположные значения (твердый – мягкий; дорого – дешево; яркий - тусклый).

Архаизм – устаревшее слово или оборот речи (ланиты, чело).

Ассонанс – повтор гласного или группы гласных.

Гипербола – образное преувеличение (вино лилось рекой).

Градация – стилистическая фигура, состоящая из расположения ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения, например: «Не жалею, не зову, не плачу» или «Отпил, отведал, пригубил».

Дактиль - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) и два безударных (кратких) слога, например: «Было двенадцать разбойников» Некрасов.

Диалектизм – слово или выражение, принадлежащее какому-либо диалекту.

Жаргон = арго – речь какой-либо социальной или профессиональной группы; условный язык, понятный только в определенной среде (например, воровское арго).

Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи.

Инструментовка – звуковая организация стихотворной речи.

Лексика – словарный запас произведений автора или совокупность слов, употребляемых в какой-либо сфере деятельности.

Лексический – относящийся к лексике, или к отдельным словам, словарный.

Лингвистика – языковедение, языкознание.

Лирический герой – личность, мысли и чувства которого отражаются в стихотворении. Не всегда совпадает с личностью автора.

Метафора – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений («На нити праздного веселья низал он хитрою рукой прозрачной лести ожерелья и четки мудрости златой» Пушкин).

Метод художественный – принцип отображения действительности в произведении искусства. Включает отбор фактов, их обобщение и оценку в свете идеала.

Метонимия – обозначение предмета или явления по одному из его признаков («Из рук моих ветхий Данте выпадает» Пушкин)

Морфемы – минимальная значимая часть слова (префикс, корень, суффикс, окончание): каждая морфема выражает грамматическое и лексическое значение.

Неологизм – слово, или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия.

Оксюморон – стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, например: «живой труп».

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.

Омографы – слова, совпавшие по написанию, но не по произношению (замок – дворец и замок на двери).

Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение (коса – орудие для косьбы и касса – заплетенные волосы).

Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание (луг и лук).

Паронимы – слова, близкие по звучанию (предать – продать; база - базис)

Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса.

Рифма – ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога.

Семантика – смысловая сторона языка слов, частей слова, словосочетаний.

Синонимы – слова, тождественные или близкие по смыслу, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской (око и глаз; храбрый, смелый, отважный).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.

Стилистика – раздел в языкознании, посвященный изучению выразительных средств языка.

Строфа – соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (например, четверостишие)

Строфика – форма объединения стихов в строфы.

Троп – употребление слова в переносном значении для достижения большей выразительности (метафора, метонимия, эпитет…).

Фонетика – раздел языкознания, изучающий акустические и артикуляционные особенности звуков речи.

Фразеологизм = идиома – устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей (заколачивать деньги, остаться с носом, собаку съел).

Хорей – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог, например: «Терек воет, дик и злобен» Лермонтов.

Художественный образ – картина жизни, проникнутая мыслями, чувствами, переживаниями художника.

Эллипсис – опущение в речи слов, легко подразумеваемых (я домой)

Эпитет – образное определение (слепая любовь, туманная луна).

Эпифора – тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк.

Ямб – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и ударный (долгий) слог, например: «Горит восток зарею новой» Пушкин.


 

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2019 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет