Аллитерация
– повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющий звуковой облик слов («Подобно лилии крылатой, колеблясь, входит Лала-Рук» Пушкин.)Амфибрахий - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) слог между двумя безударными (краткими), например: «Грибная пора отойти не успела» Некрасов
Анапест - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит два безударных (кратких) слога и один ударный (долгий), например: «Уноси мое сердце в звенящую даль» Фет.
Анафора – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения или стихотворной строки.
Антитеза – стилистическая фигура, состоящая из резко отличных по смыслу слов или словесных групп, например: «Великий человек на малые дела» Даль.
Антонимы – слова, относящиеся к одной смысловой группе, но имеющие противоположные значения (твердый – мягкий; дорого – дешево; яркий - тусклый).
Архаизм – устаревшее слово или оборот речи (ланиты, чело).
Ассонанс – повтор гласного или группы гласных.
Гипербола – образное преувеличение (вино лилось рекой).
Градация – стилистическая фигура, состоящая из расположения ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения, например: «Не жалею, не зову, не плачу» или «Отпил, отведал, пригубил».
Дактиль - трехсложный стихотворный размер, стопа которого содержит один ударный (долгий) и два безударных (кратких) слога, например: «Было двенадцать разбойников» Некрасов.
Диалектизм – слово или выражение, принадлежащее какому-либо диалекту.
Жаргон = арго – речь какой-либо социальной или профессиональной группы; условный язык, понятный только в определенной среде (например, воровское арго).
Инверсия – изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить выразительность речи.
Инструментовка – звуковая организация стихотворной речи.
Лексика – словарный запас произведений автора или совокупность слов, употребляемых в какой-либо сфере деятельности.
Лексический – относящийся к лексике, или к отдельным словам, словарный.
Лингвистика – языковедение, языкознание.
Лирический герой – личность, мысли и чувства которого отражаются в стихотворении. Не всегда совпадает с личностью автора.
Метафора – употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений («На нити праздного веселья низал он хитрою рукой прозрачной лести ожерелья и четки мудрости златой» Пушкин).
Метод художественный – принцип отображения действительности в произведении искусства. Включает отбор фактов, их обобщение и оценку в свете идеала.
Метонимия – обозначение предмета или явления по одному из его признаков («Из рук моих ветхий Данте выпадает» Пушкин)
Морфемы – минимальная значимая часть слова (префикс, корень, суффикс, окончание): каждая морфема выражает грамматическое и лексическое значение.
Неологизм – слово, или оборот речи, созданные для обозначения нового предмета или для выражения нового понятия.
Оксюморон – стилистический оборот, в котором сочетаются семантически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство, например: «живой труп».
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевленные предметы.
Омографы – слова, совпавшие по написанию, но не по произношению (замок – дворец и замок на двери).
Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различное значение (коса – орудие для косьбы и касса – заплетенные волосы).
Омофоны – слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание (луг и лук).
Паронимы – слова, близкие по звучанию (предать – продать; база - базис)
Риторический вопрос – утверждение в форме вопроса.
Рифма – ритмизующий повтор, основанный на звуковом тождестве или подобии ударного слога.
Семантика – смысловая сторона языка слов, частей слова, словосочетаний.
Синонимы – слова, тождественные или близкие по смыслу, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской (око и глаз; храбрый, смелый, отважный).
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
Стилистика – раздел в языкознании, посвященный изучению выразительных средств языка.
Строфа – соединение двух и более стихов, составляющих единое ритмическое и интонационное целое (например, четверостишие)
Строфика – форма объединения стихов в строфы.
Троп – употребление слова в переносном значении для достижения большей выразительности (метафора, метонимия, эпитет…).
Фонетика – раздел языкознания, изучающий акустические и артикуляционные особенности звуков речи.
Фразеологизм = идиома – устойчивое сочетание слов, значение которого в целом отличается от простой суммы значений его частей (заколачивать деньги, остаться с носом, собаку съел).
Хорей – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит ударный (долгий) и безударный (краткий) слог, например: «Терек воет, дик и злобен» Лермонтов.
Художественный образ – картина жизни, проникнутая мыслями, чувствами, переживаниями художника.
Эллипсис – опущение в речи слов, легко подразумеваемых (я домой)
Эпитет – образное определение (слепая любовь, туманная луна).
Эпифора – тождество звукосочетаний, слов, ритмических и речевых конструкций в конце стихотворных строк.
Ямб – двухсложный стихотворный размер, стопа которого содержит безударный (краткий) и ударный (долгий) слог, например: «Горит восток зарею новой» Пушкин.