ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО
ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Возникновение одежды

  

Человек и одежда неотделимы друг от друга. С самого далекого прошлого и до наших дней одежда является постоянным спутником человека. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Уже во времена среднего палеолита, отстоящего от нашего времени примерно на 200 - 40 тыс. лет, неандертальцы применяли специальные инструменты для обработки шкур животных. Это были скребки и различные проколки и шилья из кости. Обработанные шкуры шли на покрытие наземных жилищ и, возможно, использовались в качестве одежды.

В конце верхнего палеолита (около 40 тыс. лет тому назад) на Земле наступил последний ледниковый период и он, несомненно, подтолкнул развитие одежды. В каменном инвентаре верхнепалеолитических стоянок встречается много шильев и иголок, в том числе и иголок с ушками, что говорит об изобретении шитья. Шитье это было, конечно, грубым, в качестве ниток использовались специально приготовленные сухожилия или растительные волокна.

Проколка

Однако, так или иначе все это дает возможность предполагать наличие у человека того времени простейшей одежды из шкур животных. Такая защита была достаточно прочной и позволяла человеку в значительной мере не зависеть от природных условий. Но шкуры были хороши в холод и неудобны в теплую погоду. Кроме того, невыделанная кожа, на которой росла шерсть, портилась от времени, коробилась в холодную погоду, гнила в жару. Видимо, это и стимулировало развитие плетения, которое в дальнейшем привело к появлению ткани. Об этом читаем, например, у римского философа Лукреция в поэме "О природе вещей": "Прежде, чем ткань изобретена, люди одежду сплетали..."

К 12 - 10 тысячелетию до н.э. на Земле началось значительное потепление. Этот период считают окончанием верхнего палеолита и наступлением мезолита, который характеризуется возникновением земледелия и скотоводства. Их возникновение сопровождалось, прежде всего, прогрессом в изготовлении каменных орудий труда. Появились настоящие каменные мотыги и серпы. В хозяйственный быт широко вошли зернотерки и ступки с пестами. Примитивные хижины стали сменяться более долговременными землянками и полуземлянками, а затем и прочными наземными домами. Одежда в разных широтах варьировала от набедренной повязки до глухого мехового комбинезона.

С изобретением в неолите прядения и простейшего ткачества стала появляться также одежда из растительного волокна, а позднее и из шерсти. Была изобретена керамика.

Более или менее бесспорные находки остатков культурных растений и домашних животных относятся к 9 - 8 тысячелетиям до нашей эры и происходят из Передней Азии - Палестины, Сирии, юго-восточной Турции. Из растений это полба-эммер, пшеница, ячмень, чечевица. Первыми домашними животными были овца и коза.

Возникновение ткачества определяется 13-7 тысячелетием до н.э., когда человек научился получать длинную нить - пряжу. Первоначально сырьем для ее изготовления служили волокнистые растения, тонкие лианы. А в более холодных районах Земли - волокна коры деревьев типа бересты, луба. Одним из первых растений, используемых для получения ткани, была обычная крапива. Однако ткань из нее получалась очень грубой, поэтому со временем крапиву заменил лен.

Древнейшим приспособлением для получения пряжи, прошедшим в почти неизменном виде через тысячелетия, было веретено. С его помощью получали пряжу для первых тканей. Оно представляет собой заостренную с обоих концов палочку, на которую наматывается полученная скручиванием пряжа. Примечательно, что у разных народов веретено выглядит практически одинаково.

Древний ткацкий станок

И венец всего процесса - работа ткача. Раскопки древних стоянок первобытного человека, а также первых городов в различных районах мира показывают, что в основном использовалась рама, на которую натягивались продольные нити - основа. Эти нити переплетались с поперечными нитями - утком. Например, жившее на берегах Нила в IV тысячелетии до н.э. древнее племя бакаири научилось изготовлять ткани, используя вертикальную ткацкую раму. Это были два столба, врытые в землю. От одного к другому протягивали нити - основу. Уток был намотан на палочку и при ее помощи продевался через основу. Получалась ткань, похожая на циновку. Ткацкая рама такого типа существовала и в Древней Мексике. Техника этого примитивного изготовления тканей была распространена в различных частях земного шара: в Азии, Африке, Америке и, конечно, Европе. У аборигенов Австралии она существует и по сей день.

Свое дальнейшее развитие технологии и формы одежды получили в одежде древних цивилизаций.

Древний Египет

Египет по праву считается родиной льна. Природные условия долины Нила способствовали разведению этого растения. Египетские ткани были широко известны и экспортировались в Сирию и Месопотамию. Мастерство египетских ткачей достигло высокого совершенства. О внешнем виде и свойствах древнеегипетского льна позволяют судить образцы ткани, сохранившиеся до наших дней. 240 м тончайшей, почти не различаемой глазом пряжи весили всего 1 г. ткач ощущал такую нить только пальцами. По тонкости египетский лен не уступал натуральному шелку: сквозь пять слоев льняной ткани, надетой на человека, было отчетливо видно его тело.

Все это стало возможным благодаря усовершенствованию ручного ткацкого станка, которое значительно ускорило темп работы ткача и позволило намного повысить качество ткани по сравнению с первобытными временами. Были созданы основные элементы ручного ткачества - рама, товарный вал, ремизный аппарат, батан с бердом и примитивный челнок.

Около 2000 лет до н.э., т.е. в период Среднего царства, египетское ткачество отделилось от земледельческих работ и стало ремеслом, выполняемым в специальных мастерских профессионалами-ткачами. Наиболее крупные мастерские были при храмах. В Новом царстве на базе этих мастерских появились мануфактуры, где рабы трудились каждый на своем участке, т.е. возникла специализация по наиболее важным видам работ. Интересен и тот факт, что 4000 лет назад в Древнем Египте была введена монополия на внешнюю торговлю тканями. Только фараон и жрецы - хозяева наиболее крупных мануфактур - могли продавать ткани за границу. Хозяева частных мастерских и купцы имели право торговать льняными тканями только внутри государства.

Фактура полотна была разнообразной. Особенно эффектной была ткань в период Нового царства: сеткообразная, затканная блестящими бусинками, золотом, украшенная вышивкой.

В Древнем царстве основной одеждой мужчин была набедренная повязка различной длины. Называлась она схенти. На талии схенти поддерживалась тонким ремешком или лентой со спущенными концами, роскошно декорированной, завязанной спереди в центре талии. Вместе с набедренной повязкой, а иногда и без нее, египтяне носили узкий треугольный передник различной длины и ширины.

Калазирис 

Одежда женщин состояла из куска материи, обертывавшего фигуру от щиколоток до груди и поддерживаемого одной или двумя бретелями. Эта одежда называлась клазирис и по форме была одинаковой и для царицы, и для рабыни. Сословное различие в одежде выражалось лишь в качестве ткани.

В период Среднего царства форма одежды египтян усложняется, объем ее увеличивается за счет нескольких одновременно надеваемых одежд. Мужской костюм состоял из нескольких тонких схенти, которые надевались один на другой.

Женская одежда особых изменений не претерпела, лишь в одежде знати богаче становятся украшения. Композиция одежды строится на сочетании смуглой кожи, просвечивающей сквозь красивую тончайшую ткань, с круглым накладным воротником - оплечьем, который богато украшали стеклянными бусами и драгоценными камнями.

Новое царство характеризуется дальнейшим усилением классовых различий в одежде, усложненностью форм костюма знати, применением тонких дорогих тканей разнообразных расцветок и фактур, золотых и эмалевых украшений, обилием плиссировок, располагающихся нередко по всей поверхности костюма. Человек в такой одежде кажется спеленатым. Из покоренной Сирии в Египет приходит новая форма женского и мужского нарамника. Это накладная длинная одежда, выполненная из сложенного вдвое прямоугольного полотнища ткани с прорезом для головы, сшитого по бокам до линии проймы.

Древняя Греция

Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные ткани из шерсти, а с IV века до н.э. льняные ткани. К хлопку греки отнеслись с удивлением, увидев его впервые в Индии во время похода Александра Македонского, они называли его "шерстью дерева".

До VII-VI веков до н.э. ткачество носило характер домашнего ремесла. В богатых домах и дворцах греческой знати имелись специальные помещения, где под присмотром хозяйки дома рабыни занимались изготовлением тканей. При этом ткачество считалось высшим из ремесел и его изобретение приписывали богине Афине Палладе. Согласно мифологии, все богини Олимпа и другие героини были искусными ткачихами, состязались между собой в этом ремесле.

Ткали же ткани ручным способом на вертикальном станке шириной до двух метров. В Древней Греции появились многоремизные ткацкие станки для выработки узорчатых тканей.

В Древней Греции были распространены ткани с рисунком, которые в классический период (V-IV вв. до н.э.) были вытеснены одноцветными синими, красными, пурпурными, зелеными, желтыми, коричневыми и особенно белыми тканями. Черный цвет не использовался в греческом костюме. Траурные цвета - серый и коричневый. Одноцветные ткани украшались каймой вышивки, аппликации или раскраски. Узоры орнамента связаны с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер.

Мужская одежда состояла из двух частей: хитона и гиматия. Хитон носили уже в XIV-XIII веках до н.э. в древних Микенах. Свое название хитон получил от семитского слова "кетон", что означает "хлопок" (на современном английском - cotton). Логично допустить, что в Микены хитон завезли с Ближнего Востока. Хитон имел вид рубахи. Но древним грекам он служил такой же верхней одеждой, как наш костюм, например, только надевали его прямо на голое тело. Поначалу он состоял из метрового куска ткани, пока не сочли более удобным сшивать два куска больших размеров. На плечах хитон застегивался фибулами (застежками), нередко одно плечо (правое) оставляли открытым. Иногда с рукавами, но чаще без них, хитон по бокам мог быть не сшит или сшивался до талии или бедер. Женские хитоны были до лодыжек, мужские - до колен. Правда, занимаясь домашними делами, женщины подпоясывали свой хитон покороче. Хитон не был лишь средством для прикрытия наготы - в вопросах одежды древние греки были достаточно щепетильны. Возраст, общественное положение, пол определяли формы, линии, размеры и качество хитона. Юноши и танцовщицы были в коротких дорических хитонах из шерсти: видимо, такие хитоны считались наиболее "легкомысленными". Земледельцы и рабы носили экзомис, подобный дорическому хитону. Для "почтенной" публики подходящими считались ионические хитоны из льна со множеством складок для красоты. Складки выходного хитона составляли предмет особой заботы гречанок: их тщательно укладывали и растягивали, подвешивая свинцовые шарики.

Самой распространенной верхней одеждой был гиматий - прямоугольный кусок шерстяной ткани размером 1,7х4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами. Носили его поверх хитона и застегивали на левом плече фибулой, правое оставалось неприкрытым. Надобность в этой одежде возникала в ненастную и холодную погоду. Воротника, рукавов, бортов, подкладки и пуговиц у гиматия не было. В прямом и переносном смысле все держалось на умении носить гиматий, чему древние греки придавали большое значение. Красивыми складками он ниспадал с плеч, для чего по углам плаща были зашиты небольшие грузы. Роскошные одежды были, как правило, не в чести у древних греков. Поэтому положение человека или род его занятий отличал в основном способ носить одежду. Поскольку физическая работа была уделом рабов и бедняков, мудрецы и ученые мужи античных времен закутывались в гиматий так, чтобы не видно было рук. Такой гиматий назывался ораторским. Женщины пеленали себя в гиматий целиком, а свободным концом его прикрывали голову. Руки они тоже скрывали под плащом, что вполне соответствовало их затворническому образу жизни. Другое дело молодежь, солдаты, путешественники. Ведя подвижную жизнь, почти не зная условностей и не стесняясь наготы, они носили короткий плащ хламис. Недаром же любимца и посыльного богов (читай: народного любимца) резвого Гермеса греки изображали в развевающемся за плечами хламисе.

 
Пользовательского поиска
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
Поиск в Интернет

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2018 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет