ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

История брюк

История брюк началась... с юбки. Тысячи лет в одежде мужчин и женщин безраздельно господствовали юбки и фартуки. А шотландцы и греки, например, до недавнего времени носили юбку наравне с брюками.

Предполагают, что Европе штаны достались от скифов, кочевавших в причерноморских степях за 500 лет до нашей эры, они у них были кожаными. Возможно, германцы и галлы, которые были наездниками, оказались первыми преемниками этой одежды.

Ю.В Бромлей и Р.Г Подольный в книге "Создано человечеством" пишут о раскопках под Владимиром, во время которых были найдены останки людей в меховых штанах, живших 20 тысяч лет назад, то есть задолго до приручения лошади. Это вносит существенные коррективы в наши представления о происхождении штанов.

В Древнем Риме новая "варварская одежда" оказалась под запретом. Ослушавшимся грозили строгое наказание и конфискация имущества. Воинов, правда, запрет не касался, и полководцы на свой триумф надевали пурпурные штаны. Проходят столетия, и византийский император Мануил (1143-1180) кричит своим воинам: "Покажите же туркам, что вы носите штаны!"

С тех пор каждая эпоха имеет свое, так сказать, брючное обличье. В средние века мужчины носили штаны-чулки. Каждый "чулок" натягивался отдельно; в XII веке их привязывали к коротким штанишкам, а позднее к куртке. В XIV-XV веке считалось особенно модным, если левая и правая половины были разного цвета. Такая одежда называлась ми-парти (по-французски mi-parti - "разделенный пополам"). Ее цвета и рисунок указывали на социальное происхождение человека, степень знатности, принадлежность к тому или иному роду, городской общине и т. д.

В XVI веке по образцу испанских "кальсес" штаны знати уподобились подушкам. Их набивали паклей, мякиной, сеном, пером и конским волосом. А сверху еще натягивалась "наволочка" с разрезами, через которые виднелась дорогая ткань нижних штанов. Эта мода овладела Англией, причем подушки штанов увеличились здесь до невероятных размеров, и королева Елизавета распорядилась даже переделать скамьи в парламенте, чтобы удобно было заседать в таких штанах.

Немалый вклад в развитие брючной моды внесли немецкие наемные солдаты XVI века - ландскнехты. Жалованье этому беспокойному воинству платили не регулярно, одежда быстро ветшала. Кто-то догадался превратить лохмотья в ленты и перевязать их в нескольких местах, закрепив у пояса и у коленей. Получились оригинальные и причудливые шаровары - плюдерхозен (pluderhosen). У щеголей, которые носили такие шаровары отнюдь не от бедности, на изготовление их уходило до ста локтей материала. Этим не преминули воспользоваться контрабандисты для доставки через кордоны дорогих тканей.

Во Франции прототипом брюк стали шоссы (по-французски chausse - "штаны"). Они спускались до середины икр и обильно украшались лентами. В такие шоссы были одеты королевские мушкетеры - герои Александра Дюма.

В 1650-е годы брючным реформатором прослыл голландский посланник в Париже Ренграв (Rhingrave). Он попытался вернуть мужскую одежду к юбке, поверх штанов предложив надевать широкие трусы с оборками (ренгравы). По прихоти Людовика XIV эта мода продержалась сорок лет.

Но самая большая популярность в XVII, XVIII и даже XIX веках выпала на долю коротких поколенных штанов - кюлотов (по-французски - cullote). Их носили аристократы и простые горожане, солдаты и полководцы.

Буквально с первых дней XVIII века Петр I ввел в России новую одежду: отныне дворянам и горожанам следовало носить кафтан и камзол, кюлоты, чулки и башмаки с пряжками. Да и сам царь отдавал им предпочтение.

Бедняки и моряки носили длинные штаны. Во времена Великой французской революции аристократы обзывали бедняков-революционеров презрительной кличкой "санкюлоты", иначе-"безкюлотники".

Знаменитого полководца Веллингтона, одержавшего победу над Наполеоном, не пустили в клуб, когда однажды он явился туда в длинных штанах. А через пятнадцать - двадцать лет такие штаны - панталоны - стали нормой. Своим названием они обязаны герою итальянской комедии Панталоне (первая половина XVII века), неизменно появлявшемуся на сцене в длинных и широких штанах.

"В числе многих революций в Европе,- писал друг Пушкина поэт П. А. Вяземский о 1818-1819 годах, - совершалась революция в мужском туалете... введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на балах. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий Н. Н. явился в таких невыразимых на бал к М. Н. Корсаковой. Офросимов, заметя его, подбежал к нему и сказал: "Что ты за шутку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцевать, а не на мачту лазить, а ты задумал нарядиться матросом". К панталонам понадобились подтяжки, они были изобретены еще в начале XVIII века, первыми их стали носить рабочие.

Тем не менее, самым близким прототипом современных брюк надо считать штаны из датского матросского костюма 1780-х годов. Значит, уже миновал двухвековой юбилей мужских брюк. Отвороты на брюках - новшество первой половины XIX века, обязанное как будто бы прихоти принца Уэльского, большого модника. Его застал на улице дождь, и, чтобы не забрызгать брюки, он подвернул их. Складки на брюках появились в начале XX века. Нельзя умолчать об истории столь популярных в наше время джинсов. Она возвращает нас к средним векам, когда в Генуе (Genova) производили прочную ткань для парусов, по-английски названную jean. Эта версия корректируется другой: саму ткань вырабатывали во Франции, в городе Ним (de Nimes), Генуя же поставляла краситель - индиго. Отсюда и другое название джинсов, отражающее вклад французов и которым пользуются англичане, - деним (denim).

Дальше следы ведут в Калифорнию конца сороковых годов прошлого века, куда занесла эмигранта из Баварии Леви Страусса "золотая лихорадка". Здесь он попытался разбогатеть на изготовлении палаток из упомянутого французского полотна. Но предприимчивый делец быстро понял, что старатели еще больше нуждаются в рабочих брюках, шитье которых он вскоре и наладил из той же прочной синей ткани. Он усилил брюки двойной строчкой, а карманы укрепил кнопками. В 1873 году Страусе запатентовал брюки, получившие название "джинсы" (Jeans - по названию ткани jean).

Почти что ровесниками джинсов являются шорты (short - английское слово, означающее "короткий"). Их изобретателями считают английских студентов из Кембриджа, занимавшихся водным спортом.

К концу прошлого века кавалеристы обзавелись галифе; их, впрочем, охотно носили и штатские. Это особого покроя брюки - узкие, облегающие до колен и расширяющиеся кверху. Такова, так сказать, схема, каркас, который портные либо сами, либо по заказу изменяли настолько, что брюки порой принимали причудливый, даже вызывающий вид. Шили такие брюки и "комбинированными" - из ткани и кожи.

Наверное, мало кто знал, что назывались эти брюки по фамилии французского генерала-кавалериста Гастона Галифе, в 1871 году жестоко расправившегося с парижскими коммунарами.

Другая разновидность брюк для верховой езды - бриджи - была создана в Англии (от английского breeches).

Еще не так давно шла отчаянная борьба между штанами-"дудочками" и брюками-клеш, иногда достигавшими широчайших размеров. Между прочим, клеш - это транслитерация французского слова cloche - "колокол".

Мужская брючная монополия давно и методически подрывалась женщинами. Историки утверждают, что это началось с народной героини Франции Жанны Д'Арк (XV век), которая была, судя по всему, первой женщиной в Европе, осмелившейся надеть мужские штаны. Отправляя Орлеанскую деву на костер, церковники припомнили ей и эту дерзость.

Известен и такой факт: французская королева Мария-Антуанетта закончила свою жизнь на эшафоте во время Великой французской революции. А могла бы и не дожить до эшафота - задолго до революции она как-то показалась в брюках, и за это ее едва не растерзала возмущенная толпа.

Во Франции Жорж Санд (1804-1876) к своей литературной славе добавила известность неукротимой воительницы брючной моды: Жорж Санд то и дело облачалась в мужское платье.

Самым удобным поводом покуситься на мужскую одежду был спорт. После того как велосипед стал массовым, были изобретены и шаровары для езды на нем. В брюках стали ходить на лыжах, путешествовать, подниматься в горы.

Дальнейшую судьбу дамских брюк связывают с аргентинским танго, наводившим ужас на рядового обывателя начала XX века.

В 1911 году парижские дома моделей попробовали соблазнить женщин широкими и длинными юбками-брюками. Это чуть не привело к общественным беспорядкам. Но последующие двадцать лет не прошли даром: дамские брюки прорвались на пляжи, курорты; дома стали носить "ленивую пижаму" с брюками.

Вскоре на экранах мира появилась знаменитая кинозвезда Марлен Дитрих в брюках, и это не могло не вызвать подражания.

С 1940-х годов в Лос-Анджелесе открывается эра дамских голубых джинсов, для мужчин наступившая за сто лет до этого. Но до окончательной их победы в женском гардеробе оставалось еще не меньше трех десятилетий. Фильмы, газеты, журналы, эстрадные шоу на Западе вели неустанную обработку потребителя, психологически подготавливая к восприятию женщины в джинсах. И когда на рубеже семидесятых годов в европейских странах рядом с мужчиной возник образ спутницы в джинсах, это уже не грозило взрывом и не сопровождалось скандалом.

И все же далеко не сразу женщины утвердились в праве носить брюки. Сравнительно недавно, в 1960-х годах, в Кембриджском университете студентке нельзя было появиться на занятиях в брюках.

Зато брючный гардероб современной женщины может вызвать зависть любого мужчины. Тут прямые брюки и джинсы, гольфы, заправленные в сапоги казацкие шаровары, восточные шаровары, шорты, бананы и даже что-то вроде кюлотов XVIII века...

На Руси

В допетровской Руси штаны надевали поверх исподницы. Царю и боярам шили штаны из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, "иногда с плящами вместо ушков". По описям XVI-XVII веков известны штаны "холодные, стеганые и теплые", то есть с меховым "исподом", который делали из черевин собольих, беличьих, песцовых (меха с брюшка). "Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною" (из старинной описи).

Но, по-видимому, более употребительным было в народе слово "порты" (имевшее также значение "одежды вообще"). Кстати, от слова "порты" произошло слово "портной" (из выражения "пъртной шъвъцть"). Порты были немудреным изделием из двух штанин (их называли "калоши" или "сопли"), между которыми вшивали клин - ширинку. Держались порты на гашнике, веревочке или шнурке; шить их полагалось из холста или пестряди; самыми модными считались синие порты в полоску или елочку.

Но со второй половины XIX века крестьянин сменил порты на штаны - они были на поясе и застегивались на пуговицы. Порты стали надевать на работу, большей же частью они служили исподней одеждой.

По праздникам мужики надевали плисовые шаровары (из хлопчатобумажного бархата, с карманами), заправляли их в сапоги. Черные, синие, красные шаровары оживляли деревенские гулянья и ярмарки.

В селах, живших ремеслом, к концу прошлого века по праздникам стали носить городские брюки. Деревенские штаны было принято шить не длинными - до щиколотки. Но страна была отсталой, и в Поволжье, например, деревенские подростки до четырнадцати-пятнадцати лет ходили без штанов, в одной рубахе, право на штаны у них появлялось только года за два перед женитьбой.

Теперь попробуем выяснить вопрос с исподними штанами. На Руси издавна штаны относили к предметам нижней одежды. И имели на то веские историко-лингвистические основания: ведь тюркское слово "иштон" (штаны) составлено из "иш" ("внутренний") и "тон" ("одежда"), иначе - нижняя одежда, кальсоны. Видимо, по этой причине правильнее было бы говорить и писать "штоны".

Одними из первых обладателями нижних штанов в Европе называют древних саксов и франков. Правда, строгого разграничения тогда не знали, и нижние штаны легко становились верхними или наоборот - в зависимости от времени года и погоды.

Это были льняные штаны, чуть пониже колен. В латинском языке таким штанам есть пренебрежительное название feminalia (по латыни femina - "женщина"), по-видимому, отказывающее в праве тем, кто такие штаны носил, называться мужчиной.

Предполагают, что кальсоны первыми надели французы в XVI веке. Само слово "кальсоны" французского происхождения (calecon); однако, в свою очередь, оно произошло от итальянского calzoni - "брюки", "штаны", производное от calza - "чулок", "мешок"; это наводит на мысль и том, что, вероятно, средневековые тканевые чулки, которые привязывали к поясу, были предками кальсон...

Следующее упоминание об интересующем нас предмете относится к XVII веку, когда знатные англичане надели длинные нижние панталоны, что, кстати говоря, было вполне уместным, если иметь в виду климат туманного Альбиона.

В России кальсоны, видимо, прописались со второй половины XIX века. Слово "кальсоны" бытует в русском языке примерно с конца прошлого века.

Бельем аналогичного назначения обзавелись и женщины - в Италии, Франции и других европейских странах. А в конце XVIII века в моду вошли прозрачные дамские туники античного образца, и нужда в этих предметах стала прямо-таки настоятельной.

 
Пользовательского поиска
Поиск по сайту
Пользовательского поиска
Поиск в Интернет

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2019 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет