ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО
ЗРИТЕЛЯ

ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

32 урока студии "Гном"

Методика проведения практических занятий в студии «Гном»

при Чайковском народном театре юного зрителя

Составлено и проверено на практике М. Корзун

1 урок

1. Постановка дыхания (диафрагмальное, глубокое)

Проверка артикуляционного аппарата. Установка. Упражнения на полное открытие рта. Разогрев речевого аппарата (массаж лица, шеи). Техника правильного дыхания (Учебник «Сценическая речь», ГИТИС 2002 год, под редакцией И.П.Козляниновой, И.Ю. Промтовой; раздел «Постановка речевого голоса»).

2. Разучивание и медленное проговаривание скороговорок:

«От топота копыт пыль по полю летит»

«Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа»

Упражнение на дыхание:

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже –

Руки на спину положим,

Голову поднимем выше

И легко, легко подышим!

(Проговаривать на одном дыхании)

2. Выучить упражнение на дыхание «Раз, два, три, четыре, пять…»

3. Игра «Знакомство» - развитие зрительной и умственной памяти, внимания. По кругу каждый называет услышанные до этого имена по порядку, затем свое имя.

4. Упражнение на внимание: «Запомни и расскажи» (внешние признаки): Выходят два человека, встают напротив друг друга. На счет до 10 запоминают внешность друг друга, отворачиваются и по очереди рассказывают, что запомнили: детали одежды, внешние данные, особо яркие приметы данной личности и т.д.

5. Продолжаем знакомство: «Расскажи о себе»

6. «Слушаем тишину» - анализируем

Переменка (Педагог определяет по состоянию усталости детей, в какой момент урока объявить переменку): играем в «Дракона». Дети выстраиваются в цепочку, держась друг за друга. Первый участник – голова дракона, последний - замыкающий – его  хвост. Задача головы поймать хвост, при этом нельзя разрывать цепочку.

7. Практическое задание: На листе бумаги большого формата рисуем общую улицу и на ней свой дом.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно скороговорки:

«Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула»

«Верзила Вавила весело ворочал вилы»

2. Выучить упражнение на дыхание «Раз, два, три, четыре, пять…»

3. Придумать праздничное поздравление сказочному герою, используя правила этикета. Отметить, что его отличает от других, пожелать то, что ему очень хочется иметь или осуществить, поблагодарить его за что-то…

2 урок

1. Упражнение на дыхание:

Хомка, Хомка, хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Хомка хочет сильным стать.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Проговаривать на одном дыхании)

2. Упражнение на стуле: (откидываемся на спинку стула, ноги вытянуты вперед, руки вытянуты над головой)

На выдохе руки опускаются под громкий счет вниз, коснувшись ног (счет до 10, 15, 20 и т.д.). На вдохе корпус и руки откидываем назад. И вновь на выдохе громко и четко считаем, опуская руки на ноги.

3. Проверка домашнего задания.

4. Характер, настроение, мимика, подтекст.

а) Мимическая гимнастика

б) Упражнение «Зеркало» - меняем настроение. Ладонью закрываем лицо. Ладонь вниз – одно выражение лица, ладонь вверх – противоположное. Быстрая смена мимической маски, в зависимости от продиктованного состояния: усталость, веселье, ужас и т.п.

в) Понятие подтекст

Задание: подобрать свой подтекст к упражнению:

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы у английской.

- Что ты видела при дворе?

- Видала мышку на ковре.

Задание: передаем друг другу слово каждый со своим подтекстом: «Дай!»; «Снег пошел» и т. д.

5. Передать отношение друг к другу с подтекстом с помощью любой скороговорки.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Около кола колокола, около ворот коловорот»

«Ткет ткач ткани на платки Тане»

2. Выучить упражнение на дыхание «Хомка, Хомка, хомячок…»

Произносить на одном дыхании.

3. Пофантазировать и ответить: Если бы ты стал маленьким, как муравей,

а) какое любимое занятие у тебя было бы?

б) чего бы ты опасался?

в) через какое время захотел бы вернуться в первоначальный облик, почему?

4. Нарисовать две маски: веселую и грустную.

3 урок

1. Дыхательная гимнастика: «Хомка», «Раз, два, три, четыре, пять…»

Проверка домашних скороговорок. Проговариваем скороговорки с использованием различных подтекстов.

2. Закрепляем тему «Подтекст»: «Я хочу домой», «Где ты была сегодня, киска?..»

3. Проверка домашнего задания (п.3 и п.4).

4. Понятие о весовых категориях. Упражнения:

а) перенести ведро с водой;

б) поиграть надувным шариком;

в) поднять штангу, гирю.

Переменка.

Игра-1. «Дотронься до…»:

а) того, у кого больше пуговиц;

б) есть на голове заколка;

в) светлые волосы и т.п.

Игра-2. Разделиться на группы по расцветке одежды, по длине волос, встать в шеренгу по росту и т.п.

5. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

Если бы ты стал высотой 3 метра,

а) какое бы у тебя было любимое занятие?

б) что бы тебе не понравилось?

в) с кем бы тебе хотелось встретиться и с кем бы не хотелось?

г) через какое время ты бы снова захотел стать нормальным?

6. Мимическая гимнастика. Работа с карточками: определяем настроение.

Задание: подарить подарок друг другу (поработать с элементами этикета)

7. Дорисовываем свою улицу и дом на большом листе бумаги.

Домашнее задание:

1. Понаблюдать за прохожими, знакомыми, родственниками, воспитателями, учителями. Подготовить три разные походки

2. Выучить и четко проговаривать скороговорки:

«Купи кипу пик. Пик кипу купи»

«Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон – как в капюшоне он смешон!»

3. Кто больше знает «волшебных слов» (этикет).

4 урок

1. Дыхательная гимнастика (повторение)

2. Новое упражнение на дыхание:

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два.

Потекла ручьем вода!

Упражнение выполняется с физической нагрузкой: наклоны в стороны на каждое слово, руки при этом скользят по швам вдоль туловища.

3. Проверка заданных на дом скороговорок.  Проговариваем с подтекстами: сердимся, любим, уговариваем, сплетничаем, хвастаемся, убеждаем…

Показываем походки. Перечисляем «волшебные слова».

4. Упражнение «Если бы мы были…»:

а) львами,

б) мышами,

в) собаками,

г) коровами

(Стоя в кругу, показываем стойку, повадки, озвучиваем голоса).

Переменка. Аукцион на качество предмета. Берется любой предмет, например – КАРАНДАШ. Кто больше назовет его качеств: остро заточенный, цветной, короткий, деревянный и т.п. Кто  найдет и назовет последнее качество - тот выигрывает.

5. «Подтекст по кругу». Используем фразы: «Я хочу в зоопарк», «Сколько стоит этот мяч?»

6. Упражнение на общение. Темы: «Прием иностранца» (не зная его язык); «Уход за больным»; «Встреча после долгой разлуки» и т.п.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Все бобры для своих бобрят добры»

«Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так без Прокопа кипит укроп».

2. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

а) В горах нельзя громко кричать, потому что…

б) Птицы начали вить гнезда, потому что…

в) Птицы полетели на юг, потому что…

г) Стекла на окнах запотели, потому что…

3. Нарисовать картинку «Я и моя семья».

5 урок

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Повторение всех упражнений, скороговорок.

2. Новое упражнение на дыхание:

Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…(до 33-х)

3. Упражнение на подтексты:

«Да что мне лев? Да мне ль его бояться?»

«А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь…»

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!»

Переменка. Игра-упражнение: «Ожившая картина». Составляем сюжетную картину. Каждый учащийся присоединяется поочередно, привнося свою позу, подчеркивая образ.

4. Проверяем домашнее задание: ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ! Просматриваем рисунки  «Я и моя семья».

а) Что значит любить родителей?

б) Как научиться не огорчать близких?

в) Как вести себя, если провинился?

5. Разбиваемся на две команды. Одна команда начинает скороговорку с определенным подтекстом, другая отвечает, используя свой подтекст. У какой команды больше подтекстов, та победила.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревятами - на ветке»

«Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат»

2. Выучить текст упражнения про Егорку.

3. Продолжить мысль:

Я хочу…

Я умею…

Я смогу…

Я добьюсь…

6 урок

1. Дыхательная гимнастика.

2. «Делим скороговорку поровну» - каждый в порядке очередности произносит только одно слово скороговорки. Например: 1-ый – Маланья, 2-ой – болтунья, 3-ий – молоко, 4-ый – болтала… и т.д.

3. Проверка домашнего задания (ставим оценки-жетоны)

4. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

а) Почему масло тает на раскаленной сковородке?

б) Почему почва под воздействием солнца становится рассыпчатой?

в) Почему рыбкам в аквариуме надо менять воду?

г) Почему вода превращается в лед?

5. Двигаемся в предлагаемых обстоятельствах:

а) пчела летит и садится на цветок;

б) эстафета, наездники на лошадях;

в) клоун на арене цирка

Переменка. Игра: «Кого нет и как одет?».  Ребенок выходит в круг, на счет 10 запоминает расположение сидящих, или их одежду, или позу, в которой сидят остальные. Выходит за дверь, происходит смена поз, деталей одежды и т.п. Вошедший должен все привести в первоначальный порядок, т.е. проверить свою зрительную память.

6. Путешествие в сказку.

а) Какая у вас любимая сказка?

б) Кого легче играть: доброго или злого; хитрого или честного. Попробуем поменять характер сказочных персонажей – что будет?

в) Какие современные профессии подошли бы сказочным персонажам (Баба-Яга, Кощей, Змей-Горыныч, Золушка, Карлсон, Мальвина и т.д.)

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Орел» - пароль»

«Дробью по перепелам, да по тетеревам»

2. Упражнение: «Наша река широка как Ока. Наша река широка как Ока? Как, как Ока? Так. Наша река широка как Ока!» (Добиться четкой артикуляции, полного открытия рта, не зажимать звук. Подобрать свой подтекст).

7 урок

1. Дыхательная и артикуляционная гимнастика.

2. Проверка домашнего задания.

3. Работа с карточками (мимическая гимнастика для обезьянок): страх, удивление, веселье, злость, зазнайство, глупость.

4. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

Что бы произошло, и что бы ты делал, если бы…

а) из крана полился апельсиновый сок?

б) из тучи вместо дождя стал падать изюм?

в) ложка стала бы карандашом?

г) деревья покрылись бы книжными страницами?

5. Рассказываем стихи:

-         шепотом,

-         с пулеметной скоростью,

-         со скоростью улитки,

-         как роботы,

-         как иностранцы.

Переменка. Игра: «Хороводная чепуха».

Взялись за руки. Каждый задумал свою песню.

Первый запевает, второй вступает со своей песней, третий – со своей… и т.д. Задача удержать свою мелодию, допеть до конца. Приветствуем победителя.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши»

«Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои».

2. Продумать телефонный разговор. Найти конфликт.

8 урок

1. Упражнение на дыхание на стуле со счетом (из 2-го урока).

Новое упражнение на дыхание:

«Ты ли меня, я ли тебя иссушила. Ты ли меня, я ли тебя извела. Ты ли меня, я ли тебя из кувшина. Ты ли меня, я ли тебя из ведра» - на одном дыхании. Вдох – повторяем текст снова, и т.д.

2. Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся в шахматном порядке. Предлагаются обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

а) смотрим комедию;

б) фильм ужасов;

в) пошел дождь;

г) кусают комары;

д) сильно припекает солнце и слепит, мешает смотреть;

е) уронил предмет, надо найти его в темноте и т.п.

3. Проверка домашнего задания.

4. Новая тема: «Что такое этюд». Даются темы, по которым ребята готовят свои экспромты. Здесь может быть оправданное действие с предметом, с партнером, массовые этюды на данные предлагаемые обстоятельства: в кинотеатре, в лесу, в школе и т.п. Уточняется событие, возникает сюжетная канва, определяется творческая цель, намечается линия действия, отбирается и фиксируется логика поведения с помощью педагога.

Переменка. Игра: «Хромой лис». Дети распределяются свободно по площадке, один берет в руки шарф и встает на одну ногу. Задача догнать и задеть шарфом как можно больше ребят, при этом передвигаться (скакать на одной ножке).

5. ПО-ГО-ВО-РИМ – ПО-РАС-СУЖ-ДА-ЕМ!

а) Нравится ли тебе свое имя?

б) Подходит ли оно тебе?

в) Какое имя тебе нравится? С чем можно его сравнить?

г) История возникновения твоего имени. Если есть знания в этой области – можно ими поделиться со всеми, но можно и пофантазировать.

Домашнее задание:

1. Выучить и проговаривать медленно и четко скороговорки:

«Хвалю халву»

«На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора».

2. Придумать три подтекста к упражнению: «Съел молодец тридцать три пирога с творогом».

3. Выучить стихотворение Спайка Миллигана «В ней что-то есть!»:

Сестре Лауре восемь лет,

А мне всего лишь пять.

Ей ни чего не стоит

Шутя меня поднять.

А я пытался столько раз –

И раз, и два, и три!

Но в ней, наверно, что-то есть

Тяжелое внутри.

Этот текст используется на уроках в работе над подтекстом.

 

В полном объеме материал можно запросить у автора по адресу:


 

© Чайковский народный театр юного зрителя. 2008-2017 гг.
Сайт создан и работает на технологии EDGESTILE SiteEdit

Яндекс.Метрика
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
??????? chaiknet.ru